Вероятностное образование

Страница 1

В противоположность традиционному учебному процессу, где абсолютным законом является так называемая школьная программа, которая составлена заранее и которую требуется «проходить», жестко планируя и расписывая наперед учебное время, вероятностное образование отказывается от самой идеи учебного плана как незыблемого закона, структурирующего весь учебный процесс. Учитель твердо знает, чем он будет заниматься с учениками через день, через неделю, через месяц, через год. В строгом регламенте школьного расписания отсутствует дух творчества, авантюры, дух приключения.

Кстати говоря, отсюда и происходит подростковый кризис отношения к школьным ценностям, поиск себя за пределами школы. Если в самой школе жизнь подменена расписанием, следовательно, нужно искать жизнь в других местах. Например, в подростковой тусовке, где есть возможность оторваться от регламентированной школой жизни. Или в наркотиках, ценность которых для подросткового сознания как раз в том и состоит, что они дают мощную иллюзию событийности — иллюзию того, что что-то происходит на самом деле.

Новая форма образования в качестве фундаментальной культурной ценности выдвигает принцип творческой неопределенности, принцип вероятностной размытости будущего. Она построена на событийной основе — как цепь не запланированных заранее образовательных событий, совершающихся здесь и теперь, а не в соответствии с каким-то заранее придуманным учебным сценарием.

Академик Д. С. Лихачев вспоминал: когда он учился в шестом классе, а было это в начале 1920-х гг. в одной из экспериментальных школ Наркомпроса, то в течение целого года уроки литературы были посвящены исключительно пушкинскому «Медному всаднику». Так получилось — начали читать, и оказалось, что «Медный всадник» — это целая Вселенная, по которой можно путешествовать бесконечно, и эти дети не прошли «Медного всадника», а вошли в него и не нашли в себе сил из него выйти.

Пушкинский «Медный всадник» стал настоящим событием, сломавшим всю учебную программу. А самое главное — благодаря такого рода неплановому, вероятностному повороту учебной траектории и сам Пушкин, и история российская, и русский язык, и история литературы российской явились этим шестиклассникам как необходимое продолжение увлекательного приключения — чтения «Медного всадника», а не как очередной дежурный набор пройденных тем. Для вероятностного образования главный вопрос вовсе не в том. чтобы успеть пройти те или иные программные пункты, а в том. чтобы на этом программном пути нашлась хотя бы одна точка, которая расширилась бы до масштабов Вселенной. Потому что только в этом случае происходит чудо образования, тождественное чуду культуры.

Вероятностное образование не просто сообщает мальчикам я девочкам о достижениях и памятниках мировой культуры в установленном сверху формате, а моделирует культурный процесс в его реальной творческой непредсказуемости. В новой системе обучения не только у ученика, но и у учителя нет сценарной разработки очередного урока, и никто не знает, чем закончится очередное путешествие в мир культуры. Открытость, непланируемость результата очередного культурного путешествия — здесь высшая ценность. Движение в образовательном пространстве непредсказуемо, так как маршрут прокладывает сам ребенок. А учитель идет за ним, формулируя то, что открыто на их общем пути. Вероятностный педагог — человек, сознательно находящийся в позиции активного незнания. Результаты путешествия по миру знаний регулярно обсуждаются на классной дискуссии и совместно намечаются маршруты дальнейшего движения. В результате дети осваивают законы культуры, вживаясь в процесс ее созидания. Как следствие, возрастает интерес к учебе и повышается успеваемость.

Скелетом образовательной среды выступает обширная библиотека, где книги определенным образом упорядочены — по странам, эпохам, предметным областям, и притом находят в открытом доступе. При этом чем больше в библиотеке книг, представляющих самые разные области культуры, тем более увлекательным и разноплановым может быть путешествие. Это модель исследовательской лаборатории, в которой дети и педагог вместе занимаются увлекательной поисковой деятельностью.

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Каковы противопоказания для зачисления детей в специальные группы и классы коррекционно-развивающего обучения
Противопоказания к зачислению в специальные группы и классы коррекционно-развивающего обучения: – умственная отсталость в любых формах; – выраженные нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата; – выраженные нарушения речи (алалия, тяжелая форма дизартрии, ринолалия, заикание); – психопат ...

Проблема развития творческих способностей в исследованиях педагогов и психологов
Проблема способностей является одной из наиболее сложных и наименее разработанных в психологии. Рассматривая её, прежде всего следует учесть, что реальным предметом психологического исследования является деятельность и поведение человека. Нет сомнений, что источником понятия о способностях является ...

Сопровождение развития в образовании
В последнее время в образовании широко распространяется сеть сопровождения развития. Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий условия для принятия оптимальных решений в различных жизненных ситуациях. Методологической предпосылкой сопровождения служит концепция свободного выбора как услов ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru