Состояние здоровья школьников как социально педагогическая проблема

Страница 2

3. Изменение структуры хронической патологии. Вдвое увеличилось доля болезней органов пищеварения, в четыре раза опорно-двигательного аппарата, втрое - болезни почек и мочевыводящих путей.

4. Увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов.10-11 лет - 3 диагноза, 16-17 лет - 3-4 диагноза, а 20% старшеклассников - подростков имеют в анамнезе 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний.

Одним из основных параметров, характеризующих состояние здоровья детской популяции, является физическое развитие, тенденции которого в последние годы вызывают серьезную обеспокоенность.

Физическое развитие следует рассматривать и как процесс развития, и как соматическое состояние. Дисгармоничность морфологического статуса, как правило, сочетается с отклонениями состояния здоровья. Это явление подтверждается многочисленными исследованиями повсеместно.

Так, комплексное обследование учащихся сельских школ выявило нарушения физического развития в 19,2% случаев. Преобладало сниженная масса тела при нормальной длине (12,8%), низкая масса тела при низком росте (3,2%) и избыток массы 1-2-й степени (3,2%). Отставание в нервно-психическом развитии не отмечались. У 65% детей наблюдались отклонения осанки и сколиоза, у 22,4% плоскостопие. Кариесом поражено более половины подростков 60,8%. Снижение зрения отмечено у 29,6% детей, патология со стороны ЛОР-органов - у 26%, неврологическая патология - у 20%. В 20% случаев установлен диагноз нарушения центральной нервной геодинамики в основном по гипотоническому и смешанному типам. Патология желудочно-кишечного тракта определялась у 16% детей, почечная патология - у 11%, эндокринная - 9%. Абсолютно здоровыми признаны 5% обследованных.

Уровень физического развития сельских школьников, а также количественные и качественные характеристики питания в целом не отличаются по важнейшим показателям от соответствующих показателей городских детей. В то же время, некоторая часть детей на селе (до 10%) страдает от недостатков в питании. При этом некоторые данные по здоровью сельских школьников вызывают озабоченность.

Обращает на себя внимание неожиданно высокий уровень аллергических заболеваний на селе, а также огромное преобладание ЛОР - заболеваний и близорукость.

Широкое распространение на селе может быть следствием несоблюдение гигиенических норм освещения помещений, как дома, так и в учебных заведениях. Нарушение светового режима, по-видимому, значительно более весомый фактор развития близорукости, чем авитаминоз А, который в сельской местности должен был бы быть выражен слабее, чем в городе, благодаря широкому использованию в пищу овощей, содержащих каротиноиды.

На селе отмечается катастрофически высокий уровень травматизма, почти в 3 раза превышающий средние показатели РФ для детей до 14 лет. Практически каждый третий респондент сообщает об имевших место травмах в анамнезе, т.е. общий травматизм - до 30%. Возможно, это связано с меньшей заботой о технике безопасности во всех ее проявлениях, в том числе в сельскохозяйственном производстве. Еще более вероятно, что сельский быт значительно травмоопасен, чем городской.

Интегральный показатель "хронической" заболеваемости у девочек неуклонно возрастает с возрастом от 10-11 лет к 16 годам и старше. Можно полагать, что это означает постепенное накопление с возрастом числа хронических заболеваний у некоторой части сельских школьниц. Это предположение подкрепляется тем фактом, что доля отметивших у себя хронические заболевания девочек в возрасте 10-11 лет составляет 65%, а к возрасту 14-15 лет она увеличивается до 80%, оставаясь практически на том же уровне и в старшей основной группе.

Страницы: 1 2 3 4


Информация о ообразовании:

Информационные технологии и их роль в современном мире и образовании
информационный технология иностранный язык В настоящем постиндустриальном обществе роль информационных технологий чрезвычайно важна, они занимают сегодня центральное место в процессе интеллектуализации общества, развития его системы образования и культуры. Их широкое использование в самых различных ...

Виды современных организационных форм обучения
В современной дидактике организационные формы обучения, включая обязательные и факультативные, классные и домашние занятия, подразделяют на фронтальные, групповые и индивидуальные (И.М.Чередов). При фронтальном обучении учитель управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего ...

Система работы по развитию слухового восприятия речи
Педагогическая система по развитию слухового восприятия является частью специальной педагогической науки – сурдопедагогики, которая разрабатывает теоретические основы, принципы, методы, средства обучения и воспитания людей различного возраста с проблемами нарушения слуха. В основу педагогической си ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru