Подходы к определению профессиональной компетентности

Страница 1

Профессиональная деятельность педагога носит творческий, стохастический характер, постоянно развивается и совершенствуется. Поэтому и система показателей, критериев оценки ее продуктивности и результативности не носит раз и навсегда утвержденный характер. Потребности общества и школы, условия осуществления педагогической деятельности требуют от педагога постоянного совершенствования и саморазвития.

Необходима личность, способная продуцировать опыт человечества в контексте личностных смыслов, тем самым способствуя человекообразованию, самопроектированию и самореализации.

Идея оптимизации управления подготовкой специалистов в области образования, отслеживание качества подготовки выходит на первый план.

Технология подготовки должна стать прогнозируемой, более гибкой и оперативной, учитывать динамику потребностей и, наконец, содержать четкие критерии качества. Это возможно при условии изучения профессиональной компетентности, ее психолого-педагогических особенностей как условия, средства и результата профессионализации педагогов.

Таким образом, идея стандартизации и контроля, а в прикладном аспекте - операционализации системы мониторинга качества образования, признана обеспечить гибкое оперативное управление подготовкой кадров в образовании. Исходя из этого, обращение к феномену профессиональной компетентности закономерно.

Современный опыт аттестации образовательных учреждений, оценки профессионализма работников образования показывает как это сложно и вместе с тем необходимо.

Мы рассматриваем профессиональную компетентность в узком (специальном) смысле: как профессионально-педагогические и предметные знания, умения или как специальную комптентность специалиста - предметника (Н.А. Аминов, И.А. Зимняя).

Профессиональная компетентность является базисом профессиографических и квалификационных характеристик модели личности и деятельности специалиста в области образования.

Процесс профессионализации характеризуется множеством признаков. Можно выделить несколько векторов, проецирующихся на ход этого процесса.

Так, нормативные требования заложены в квалификационных и профессиографических моделях. Профессиографический подход содержит объективные требования профессии к человеку, профессиограмма как модель личности и деятельности учителя "отражает его основные функции, требования к учителю, .круг теоретических знаний, перечень педагогических умений и навыков, интегративные профессионально-личностные качества. Профессиограмма моделирует результат, который должен быть достигнут в процессе обучения и воспитания в ВУЗе и в ходе самостоятельной педагогической деятельности.

Квалификационная характеристика содержит объективные требования к теоретической и практической подготовке специалиста (В.А.Сластенин) через соотнесение ее с нормативными критериями.

В любом случае, как отмечает А.К.Маркова и ряд других ученых, эталонные нормативные модели профессии и личности содержат описание объективного содержания труда как внешне заданную структуру деятельности и психологическую структуру деятельности и качеств личности специалиста. Так, можно выделить нормативный профессионализм и как степень его присвоения - реальный профессионализм. В профессиограмме содержится "объект труда (характеристики нормативной профессиональной деятельности) и субъект труда (психологические качеств человека, необходимые ему в целом для труда в данной профессии) .", в квалификационной характеристике "конкретизируется что должен знать, уметь, какими психологическими качествами обладать человек с разным квалификационным разрядом". Нормативный профессионализм - это общая характеристика требований профессий к человеку, квалификация - требования профессии к разному уровню выполнения труда.

В первом приближении профессиональную компетентность можно определить как "характеристику конкретного человека, . индивидуальную характеристику степени соответствия требованиям профессии."

Далее, если рассматривать профессиональное становление в терминах "компетенция", "компетентность", "профессионализм", "мастерство", то здесь существенной характеристикой этапов профессионализации будет выступать увеличение доли личностного и результативного компонентов специалиста. В самом деле, компетенция определяется как совокупность полномочий, прав, обязанностей, как обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо (И.И. Рыданова, Е.В. Рубцова), как достаточная квалификация, то есть - подготовленность,уполномоченность (А.К. Маркова). Компетенция выступает как условие развития и реализации профессиональной компетентности.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Новые подходы в сфере управления: управление социальными изменениями
В последнее время в обсуждение управленческой деятельности стало включать в себя обсуждения «политической деятельности» как особой сферы, в которой формируются условия и задаются границы и рамки для управленческой деятельности. Как отмечает Г.П. Щедровицкий, политика является механизмом запуска и р ...

Использование сказочного фольклора на уроках английского языка
Использование сказочного фольклора на занятиях направлено на повышение эффективности деятельности учащихся. Широкое применение сказок способствует формированию лингвистической компетенции обучающихся. Содержание текстов сказок способствует расширению активного запаса слов обучающихся. Драматизация ...

Основные подходы к преодолению дисграфии на основе нарушения языкового анализа и синтеза
Организация логопедической работы по преодолению дисграфии у детей школьного возраста может осуществляться в нескольких методологических подходах. Первый подход соответствует современной теории логопедии и базируется на результатах логопедической диагностики детей с проблемами письма. Анализируя ди ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru