Исследования одаренности и творчества в детском возрасте занимают особое место в современной психологии. Существуют различные подходы и концепции. Это многообразие концепций отражает сущность природы одаренности, невозможность выработки общих эталонов развития для всех ее проявлений.
Одну из концепций предложил Н.С. Лейтес.
Н.С. Лейтес в многосторонних исследованиях обосновал положение о том, что ключом к раскрытию возрастной одаренности являются сензитивные периоды психического развития. Он убедительно показал, в частности, что сензитивным для умственного развития человека является каждый из периодов возрастного созревания. Подтвердилась значимость дошкольного и младшего школьного возрастов: ни раньше, ни позже способности так быстро и продуктивно не развиваются; именно в эту пору жизни появляются чудо-дети (вундеркинды); одаренность в этом возрасте яркая и массовая. Дети, по Н.С. Лейтесу, в общем одареннее взрослых. Вместе с тем яркое проявление способностей к подростковому возрасту у большинства детей чаще всего снижается. Автор показывает, что подростковый возраст имеет специфическую сензитивность и вносит свой особый вклад в становление интеллекта и личности. Эта проблема чрезвычайно важна для решения вопросов эффективного психического развития человека в онтогенезе. Для этого нужны психолого-педагогические технологии, обеспечивающие подлинный индивидуальный подход к школьникам. Н.С. Лейтес одним из первых, вслед за своим учителем Б.М. Тепловым, начал исследование индивидуальности человека.
Н.С. Лейтесу удалось творчески продолжить и применить к детям теорию Б.М. Теплова о том, что талант определяется не столько умственным развитием человека, сколько индивидуальным своеобразием, совокупностью входящих в него факторов. С положением о том, что одаренность характеризуется прежде всего своим индивидуальным своеобразием, невозможно не согласиться: талантливые люди в науке, в технике, в искусстве не повторяют друг друга, у каждого свои творческие особенности.
М.А. Холодная относит одаренность к проявлениям интеллекта. По ее мнению интеллектуальная одаренность, обнаруживает себя в экстраординарных интеллектуальных достижениях, в качестве их психического носителя, с ее точки зрения, выступает индивидуальный познавательный опыт субъекта, а точнее – особенности его состава и строения .
Предположение о том, что в основе экстраординарных интеллектуальных достижений лежат специфические формы организации познавательного (шире – ментального) опыта человека, в том или ином виде можно найти сейчас в работах разных авторов. Так, А. Де Гроот пришел к заключению, что любой творческий продукт – это вовсе не результат интуитивного озарения, врожденной гениальности и т.п., но, напротив, всегда следствие специфического саморазвития личности, связанного с длительным накоплением и дифференциацией полезного для данной области деятельности опыта. Аналогично Дж. Уолтерс и X. Гарднер описывает явление кристаллизации опыта, возникающее в условиях избирательного взаимодействия субъекта с определенными аспектами своего окружения и проявляющееся в изменениях его представлений о соответствующей предметной области и самом себе. Происходящая радикальная перестройка индивидуального познавательного опыта и является толчком к появлению тех или иных творческих продуктов. В свою очередь, X. Грабер утверждает, что человеческая экстраординарность (в виде реальных творческих достижений) является следствием длительно и многократно повторяющихся встреч человека с соответствующей проблемной областью. Причем, по его мнению, дело здесь даже не столько в изменениях когнитивной сферы, сколько в образовании новых форм социальных связей с другими людьми, а также новых форм осознания самого себя. В этот инкубационный период по мере увеличения погруженности в требования задачи происходит своего рода самомобилизация себя, своих психологических ресурсов, что в итоге и обеспечивает возможность экстраординарных творческих решений.
Психологическая модель интеллектуальной одаренности
Ниже приводится психологическая модель интеллектуальной одаренности, предложенная М.А. Холодной, описывающая когнитивное устройство этого психического явления.
Предложенная М, А. Холодной психологическая модель интеллектуальной одаренности позволяет различать раннюю одаренность, являющуюся, по справедливой оценке Н.С. Лейтеса, следствием особенностей возрастного созревания (феномен вундеркиндов), и собственно интеллектуальную одаренность, связанную с экстраординарной интеллектуальной успешностью в реальной деятельности человека (феномен талантливости).
Взгляды на природу детского творчества столь многочисленны, что рассмотреть их все в рамках курсовой работы не представляется возможным. Исследования Н.С. Лейтса, М.А. Холодной являются лишь небольшой частью из всех концепций творческой одаренности.
Информация о ообразовании:
Содержание профессиональной компетентности
Существует несколько подходов к определению содержания профессиональной компетентности. Управленческий подход в деятельности педагога рассматривается через управленческий цикл его деятельности и этапы решения педагогических задач; позднее, в логике этого направления выделяется задачный подход (анал ...
Работа социального педагога с детьми
Практически в 90-х годах, специалистами, призванными заниматься вопросами профилактики правонарушений или их рецидивов среди подростков, стали психологи. Но поскольку в вопросе профилактической работы с контингентом "трудных" детей позиции школьного психологии в массовой практике в течени ...
Характеристика особенностей когнитивных процессов, участвующих в развитии
творческих способностей
Развитие воображения - важное условие формирования интеллекта, творчества, вообще психического развития. Воображение выступает как одно из средств усвоения ребенком общественного опыта. Ч.П. Короленко и Г.В. Фролова в своей работе «Спасительная способность - вообразить» делят воображение на несколь ...