Мыслительная деятельность как составляющая познавательной деятельности

Подробно о педагогике » Развитие мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы в старших классах » Мыслительная деятельность как составляющая познавательной деятельности

"Если деятельность субъекта не затрагивает реального бытия объекта или изменяет его идеально, то лишь затем, чтобы мысленно запечатлеть его подлинное бытие, проникнуть в его глубины, постичь его суть". Познавательной можно назвать такую деятельность, в которой активность субъекта, направленная на объект, не изменяет его, не разрушает и не реконструирует, а отражается им и возвращается к субъекту в виде знания об этом объекте. "Познавательный образ является активным отражением окружающего мира в сознании человека". Любой объект познания выступает в качестве системы определённой сложности, поэтому познание предполагает отражение его целостности, структуры.

Познавательная деятельность имеет своими объектами природу, общество, человека и саму познающую личность. Познание выступает на трёх уровнях: перцептивное познание (чувственно данное), повседневное познание (здравый смысл) и научное познание. Чувственные данные первичны в смысле данности, очевидности, они выражают исходный контакт человека с реальностью. "Познавательная гипотеза… превращает "сырые" чувственные данные в материал, из которого строится образ действия". Практическое познание неотрывно от практической деятельности и сохраняет свои результаты в обыденном сознании людей в виде их жизненной мудрости или практического опыта.

Что касается типологии познавательной деятельности, связанной с тем, кто осуществляет функцию её субъекта, то очевидно наличие индивидуальной и коллективной познавательной деятельности, не только в форме самопознания, но и в различных областях науки, в том числе и в педагогике.

Познавательная деятельность имеет свои разновидности. В сфере познания мы встречаемся с деятельностью производящей и потребляющей, одна из которых даёт новые знания, другая же потребляет их, т.е. усваивает новые знания; потребление и производство имеют здесь, безусловно, духовный характер. Различие между продуктивной и репродуктивной деятельностью проявляется как различие между исследовательской, приводящей к открытию новых законов бытия, и деятельностью, которая "тиражирует", репродуцирует научные открытия, придавая им форму, доступную для массового восприятия. Безусловно, данная классификация имеет условный характер, так как "присвоение" знаний может быть также и продуктивным.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что мыслительная деятельность – это процесс решения проблем, выражающийся в переходе от условий, задающих проблему к получению её результата. Мыслительная деятельность предполагает активную конструктивную деятельность по переструктуированию исходных данных, их расчленение, синтез и дополнение.


Информация о ообразовании:

Корреляционный анализ структуры профессиональной компетентности
Корреляционный анализ структуры профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка в ДОУ (по результатам экспертного опроса группы А) Корреляционный граф взаимосвязи блоков профессиональной компетентности (по результатам экспертных оценок группы А см. Приложение 2) Блоки профессиональ ...

Дидактические требования к использованию информационных технологий в обучении английскому языку
Применение информационных технологий на уроках английского языка помогают как учителю, так и ученику при изучении какой-либо темы, предоставляя обширный учебный или методический материал. Во время урока необходимо целесообразно использовать компьютер, как уже указывалось, для активизации познавател ...

Рекомендации педагогам и родителям
У ребенка Необходимо создать положительную психологическую установку на иноязычную речь. Способом создания положительной мотивации является игра. Игры на занятиях не должны быть эпизодическими и изолированными. Необходима сквозная игровая методика, объединяющая и интегрирующая в себя другие виды де ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru