Художественные произведения в курсе преподавания психологии

Подробно о педагогике » Особенности преподавания психологии как учебного предмета » Художественные произведения в курсе преподавания психологии

Страница 3

Исключительная важность метода чтения вслух для курса психологии определяется тем, что в нем как бы сосредоточены все уровни: уровень позитивного поведения, уровень «политического» поведения (условно говоря, когда подросток выходит на общение с другими людьми, на проблемы власти, права и его применения, поведения, решения судьбы другого человека); уровень нравственный, этический, где все подчиняется общей человеческой культуре, устоявшимся или неустоявшимся человеческим ценностям.

Метод чтения вслух достаточно полифоничен. М.В. Попова выделяет следующие случаи его использования:

как один из приемов интроспективного анализа, когда материал произведения используется как конкретный способ обращения к себе;

как прием в методе передачи знаний, когда содержание в тексте несет непосредственное знание о психологических явлениях;

как прием в проблемном обучении для постановки задачи. В произведении, в общем, все понятно, но оно необходимо как толчок к обсуждению;

как непосредственная иллюстрация феномена;

в качестве проективной диагностической процедуры;

для коррекционной работы.

Выделяются следующие этапы в методе чтения вслух:

Перед началом чтения дается задание: «Послушайте то, что я вам сейчас прочитаю».

Текст зачитывается (внятно и выразительно) учителем вслух.

На завершающем этапе учащиеся пишут творческую работу.

После прочтения ставится вопрос: «ЧТО для вас то, ЧТО вы услышали. ЧТО вызвало в вас ТО, что вы услышали».

Можно использовать дополнительные вопросы: «Что я думал, когда слушал?»; «Что я чувствовал, когда слушал?»; «Что я хотел, когда слушал?».

Методически описаны несколько вариантов работы с текстом.

Один из вариантов предполагает, что подростки ассоциативно отвечают в произвольной форме, как бы непосредственно обращаясь к себе: «Как я это сейчас схватил, почувствовал, понял?», т. е. «я» в зависимости от конкретной ситуации. Ответы с опорой на ассоциации дают большую включенность в ситуацию и процесс. Привлекая дополнительные вопросы («Что бы я чувствовал, если бы был .?», «Что бы я думал, если бы был .?», «Что бы я сделал, если бы был .?», «Что бы я хотел, если бы был .?»), можно выйти на философский уровень осмысления проблем, поисков, жизненных и личностных смыслов. В основном это размышление о проблемах.

При ответе на серию поставленных вопросов возникает феномен «двойной», а иногда и «тройной» рефлексии: подросток смотрит на ситуацию как бы изнутри, соотнося свою позицию реального «я» с позицией действующего лица («я» на месте главного героя), подключается анализирующий компонент: какой я, если «я» действую, проживаю судьбу, ситуацию героя?

Важно получить обратную связь от учеников как по типу свободного выражения (ответы на общие вопросы типа: «Что для меня то, что я услышал?», «Напишите то, что вам хочется сейчас написать»), так и по типу структурированного (более конкретные вопросы с ситуацией и героями). Последнее важно для решения тренинговых задач, т.е. по специальному формированию навыков рефлексии, сензитивности, самопознания и др.

Погружаясь в ответы на вопросы, подросток становится партнером или принимает на себя роль главного героя, став соучастником действия, включившись в происходящее. При анализе педагог может зафиксировать уровень рефлексии подростка, степень свободы перемены ролей, реальные ценности (позитивные, негативные), которые подросток принимает.

Страницы: 1 2 3 4


Информация о ообразовании:

Программа логопедического воздействия по преодолению аграмматизмов в специальной школе VIII вида
Формирующий эксперимент мы провели на базе ГОУ Клеменовской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида с 01.10.2010 по 30.04.2011г. В эксперименте приняли участие 7 учащихся младших классов. Формирование грамматического строя речи мы строили по методике. Цель эксперим ...

Педагоги и психологи о детском художественном творчестве и творческой активности
Дошкольный возраст – это тот период, когда художественное творчество может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, т.е. увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и способности. В отечеств ...

Гуманитарные основы учебного предмета “психология”
преподавание психология учебный предмет Анализируя социокультурные процессы, происходящие в общественном сознании, можно говорить о психологизации общества, которая представляется картиной пестрой, неоднородной. Одна сторона - множество высших учебных заведений, выпускающих специалистов-психологов, ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru