Освоение психологией произведений искусства в качестве дидактического материала прошло несколько периодов. Вспомним, например, учебники психологии для школы, изданные в 50-х годах XX века, где авторы обильно цитируют литературные произведения и имеются вклейки -репродукции картин, ссылки на художественные кинофильмы. В методической литературе рекомендовалось активно использовать словесную наглядность, под которой понималась речь учителя, воздействующая на чувства и воображение учащегося. «Для этого речь учителя должна быть идейно-целенаправленной. Она должна опираться на яркие, красочные, убедительные примеры, иллюстрирующие те или иные теоретические положения курса. Эти примеры учителю следует брать из специальной научно-психологической и физиологической литературы, из художественной, исторической и мемуарной литературы, из периодической советской печати. Примеры должны быть умело вплетены в живую ткань рассказа учителя и не являться самоцелью. Поэтому учителю следует, выбирая иллюстративный материал, препарировать его в соответствии с задачей урока».
Художественные произведения в курсе преподавания психологии отражены и в современных учебниках, но проблема органического включения художественных произведений или их фрагментов, нахождения места художественного образа в структуре развертывания учебного психологического знания по-прежнему составляет один из наименее разработанных разделов методики преподавания психологии.
Проблема представления психологического знания через литературные тексты состоит в том, чтобы использовать актуализируемые уровни и формы психического отражения в целях их изучения. При этом можно продемонстрировать специфику тех выразительных средств, к которым прибегает художник для достижения констатирующего эффекта. Должна быть подчеркнута психологическая сторона: что ведет к интенсификации переживания? Что индуцирует тот или иной процесс - функцию, состояние реципиента и т.д.?
Как же рассматривается работа с художественными произведениями в современной методической литературе? Сразу оговоримся, что речь идет только о художественной и мемуарной литературе. Произведения изобразительного искусства и музыка почему-то не рассматриваются вообще или упоминаются лишь в качестве косвенного, вспомогательного средства.
Наиболее полное описание метода познания психического через использование художественной литературы дает М.В. Попова, называя его «методом чтения вслух», занимающим, по мнению автора, исключительно важное и совершенно особое место. «С точки зрения процедуры он заключается в совместном прочтении произведений философской мысли, психологической прозы и популярной научной психологической литературы. По сути это — творческий акт, в котором процесс развития ребенка направлен на воспроизведение исторически оформившихся человеческих свойств, способностей и способов поведения через освоение культурных ценностей и модели культуры в целом. Язык культуры — это та система правил, та парадигма смыслов, которая реализуется в виде объективированных текстов культуры. С этой точки зрения текстом культуры является как само поведение человека, так и результаты этого поведения: миф, ритуал, материальная культура, устное народное творчество, искусство. Таким образом, язык культуры — это и программа поведения человека, и его модель мира, реализующаяся в самых разнообразных текстах. Метод чтения вслух предполагает работу с такими текстами в непосредственном и в метафорическом смыслах. И вслед за Л.С. Выготским подчеркнем, что вопрос заключается не в том, чтобы обучать ребенка творческому акту, а в том, чтобы содействовать образованию и появлению его».
Информация о ообразовании:
Влияние игры на эмоциональную сферу ребенка
Позитивное влияние игры на эмоциональную сферу дошкольников обусловлено ее особыми свойствами (инсценирование движений, характерных для эмоционального состояния героя, воображаемая ситуация и др.). Организуя такие игры - их назвали эмоционально-экспрессивными, - педагог должен учитывать: • спец ...
Проблемы социализации детей, оставшихся без попечения родителей
Выделяют основные типы адаптации человека через приспособление к существующим обстоятельствам путем врастания в среду или изменения себя. В этом случае активность человека направляется на лучшее и всё более полное приспособление к среде за счет своих собственных резервов и личностных ресурсов. След ...
Возрастные психологические особенности развития познавательного интереса на
уроках немецкого языка
То, что развитие как физическое, так и умственное тесно связано с возрастом, понимали уже в глубокой древности. Эта самоочевидная истина не требовала особых доказательств: больше прожил человек на свете – стал выше ростом и крепче телом, с возрастом приходит мудрость, накапливается опыт, умножаются ...