Освоение психологией произведений искусства в качестве дидактического материала прошло несколько периодов. Вспомним, например, учебники психологии для школы, изданные в 50-х годах XX века, где авторы обильно цитируют литературные произведения и имеются вклейки -репродукции картин, ссылки на художественные кинофильмы. В методической литературе рекомендовалось активно использовать словесную наглядность, под которой понималась речь учителя, воздействующая на чувства и воображение учащегося. «Для этого речь учителя должна быть идейно-целенаправленной. Она должна опираться на яркие, красочные, убедительные примеры, иллюстрирующие те или иные теоретические положения курса. Эти примеры учителю следует брать из специальной научно-психологической и физиологической литературы, из художественной, исторической и мемуарной литературы, из периодической советской печати. Примеры должны быть умело вплетены в живую ткань рассказа учителя и не являться самоцелью. Поэтому учителю следует, выбирая иллюстративный материал, препарировать его в соответствии с задачей урока».
Художественные произведения в курсе преподавания психологии отражены и в современных учебниках, но проблема органического включения художественных произведений или их фрагментов, нахождения места художественного образа в структуре развертывания учебного психологического знания по-прежнему составляет один из наименее разработанных разделов методики преподавания психологии.
Проблема представления психологического знания через литературные тексты состоит в том, чтобы использовать актуализируемые уровни и формы психического отражения в целях их изучения. При этом можно продемонстрировать специфику тех выразительных средств, к которым прибегает художник для достижения констатирующего эффекта. Должна быть подчеркнута психологическая сторона: что ведет к интенсификации переживания? Что индуцирует тот или иной процесс - функцию, состояние реципиента и т.д.?
Как же рассматривается работа с художественными произведениями в современной методической литературе? Сразу оговоримся, что речь идет только о художественной и мемуарной литературе. Произведения изобразительного искусства и музыка почему-то не рассматриваются вообще или упоминаются лишь в качестве косвенного, вспомогательного средства.
Наиболее полное описание метода познания психического через использование художественной литературы дает М.В. Попова, называя его «методом чтения вслух», занимающим, по мнению автора, исключительно важное и совершенно особое место. «С точки зрения процедуры он заключается в совместном прочтении произведений философской мысли, психологической прозы и популярной научной психологической литературы. По сути это — творческий акт, в котором процесс развития ребенка направлен на воспроизведение исторически оформившихся человеческих свойств, способностей и способов поведения через освоение культурных ценностей и модели культуры в целом. Язык культуры — это та система правил, та парадигма смыслов, которая реализуется в виде объективированных текстов культуры. С этой точки зрения текстом культуры является как само поведение человека, так и результаты этого поведения: миф, ритуал, материальная культура, устное народное творчество, искусство. Таким образом, язык культуры — это и программа поведения человека, и его модель мира, реализующаяся в самых разнообразных текстах. Метод чтения вслух предполагает работу с такими текстами в непосредственном и в метафорическом смыслах. И вслед за Л.С. Выготским подчеркнем, что вопрос заключается не в том, чтобы обучать ребенка творческому акту, а в том, чтобы содействовать образованию и появлению его».
Информация о ообразовании:
Обращение с лабораторным оборудованием. Изучение строения пламени
Это занятие является первой самостоятельной экспериментальной работой учащихся в течение целого урока. Порядок проведения его должен быть образцом для последующих практических занятий, и важно добиться организованности учащихся, чтобы они не занимались посторонними делами. Опыты целесообразно прово ...
Содержание формирующего эксперимента
На основе данных, полученных при проведении констатирующего эксперимента, была построена программа формирующего эксперимента для работы с детьми экспериментальной группы. Цель программы – формирование коммуникативных способностей у детей с заиканием с помощью приемов и методов сказкотерапии; сопост ...
Основные понятия и определения
В первую очередь необходимо достаточно четко определить, что же такое самостоятельная работа студентов. В общем случае это любая деятельность, связанная с воспитанием мышления будущего профессионала. Любой вид занятий, создающий условия для зарождения самостоятельной мысли, познавательной активност ...