Обобщение опыта работы учителей, использующих метод проектов в своей деятельности

Подробно о педагогике » Метод проектов как способ развития социальной компетентности школьников » Обобщение опыта работы учителей, использующих метод проектов в своей деятельности

Страница 2

Изучение продуктов деятельности, являющихся результатом работы над проектами позволяют с уверенностью заявить, что в своей практике педагоги используют различные по доминирующей деятельности типы проектов. В работе находят отражение исследовательские, игровые проекты. Однако, на наш взгляд, предпочтение отдается ознакомительным проектам (исходя из типологии Э. Коллингза, их можно определить как органичный союз story projects (проекты по рассказам) и hand projects (ручные или конструктивные проекты)).

Такие проекты позволяют преподавателю выйти за рамки учебной программы, приобщая учеников к ценностям современной культуры. Поиск новой информации активизирует познавательный интерес школьников и развивает умение сотрудничать, работать с различными источниками информации.

Также преподаватели отмечают ценность творческих проектов, которые находят широкое применение в организации различных внеурочных мероприятий и праздников. Творческая атмосфера на протяжении всей работы играет роль сплачивающего фактора, помогая ученикам развить умение работать в команде и уважительное отношение ко всем участникам проекта.

Исходя из собранных данных о темах и ходе реализации проекта, можно сказать, что проекты по английскому языку, изначально являясь монопроектами, имеют многочисленные межпредметные связи, так как иностранный язык в данном случае выступает лишь средством реализации некой темы, которая может иметь отношение к другим учебным предметам, например, литературе, истории, географии и др.

В основном для опыта работы педагогов СОШ №10 характерны групповые или парные проекты, с четкой детерминацией всех этапов организации проектной деятельности (подготовка и организация, работа над проектом, защита и презентация проектов). Однако, судя по информации, полученной в ходе интервью, можно судить о необходимости уделять больше внимания этапу презентации и оценки результатов, на котором происходит их защита, оппонирование, рефлексивный анализ и оценка результатов и проделанной работы, выявление успехов и неудач, обсуждение перспектив и тем новых проектов. Так как это позволит ученикам более осознанно подойти к работе над проектами, в полной мере понять их практическую значимость, а также повысить самооценку от осознания важности и практической значимости результатов своей деятельности.

Что касается возрастной обусловленности использования метода проектов, то, хотя в учебных программах представлены элементы проектной деятельности в обучении начиная с младших классов, педагоги склоняются к мнению, что метод проектов является наиболее эффективным методом обучения и воспитания в более старшем возрасте, особенно для учеников 9–11 классов. Их уровень знаний и умений позволяет реализовывать крупномасштабные проекты с привлечением знаний из совершенно различных сфер деятельности, также играет свою роль уровень владения иностранным языком, который у старшеклассников несоизмеримо выше. Помимо вышесказанного, необходимо отметить, что метод проектов, применяемый в системе обучения, играет особую связующую роль, в определенной степени открывая перед учениками механизмы взаимодействия в, так называемой, «взрослой жизни», так как в современном мире понятие «проект», как способ организации профессиональной деятельности и взаимодействия в обществе, становится все более популярным.

Анализируя проектную деятельность учащихся, мы попытались установить влияние каждого этапа работы над проектом на развитие социальных компетенций, важнейших психологических характеристик личности и других компонентов социальной компетентности.

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность учеников

Влияние на социальную компетентность

1. Подготовительный

Определение темы, целей и задач, типа проекта, количества участников. Создание непринужденной обстановки, атмосферы сотрудничества нацеливание учеников на активную работу, уважительное отношение к друг другу.

Погружение в творческую атмосферу, настрой на активную практическую деятельность, выбор темы будущего проекта, прогнозирование результатов, выбор способа реализации результатов проекта.

Развитие умения целеполагания, самостоятельности в постановке проблемы, развитие гуманистических установок личности, корректировка системы нравственных ценностей и ориентиров.

2. Организационный

Наблюдение, консультация в вопросах поиска информации, работы в группе, при необходимости организация работы групп, определение временных рамок дальнейшей работы.

Уточнение информации, формирование группы, распределение ролей, разработка плана будущей деятельности, выбор методов работы, определение источников информации

Развитие психологической, конфликтной, вербальной и коммуникативной компетенций: развитие умения вести дискуссию, организаторских способностей, умения прогнозировать ситуацию. Выбор социальной роли.

3. Деятельностный

Наблюдение, консультация, координация проекта, помощь в подготовке к защите проекта и оформлении результатов.

Непосредственная работы над проектом, консультация с педагогом, подготовка к защите проекта.

Развитие самостоятельности, приобретение и использование знаний об обществе, моделях поведения, приобщение к культуре общества, развитие профессиональной, экономической гражданской компетенции (в зависимости от темы проекта), и др.

4. Презентативно-оценочный

Участие в коллективном анализе и оценке результатов, обобщение полученных результатов, подведение итогов, организация рефлексии.

Представление результатов, защита проекта, анализ и оценка результатов и проделанной работы, выявление успехов и неудач, обсуждение перспектив и тем новых проектов.

Развитие навыков публичных выступлений, навыков рефлексивного самоанализа, повышение самооценки и самоуважения и как следствие уважения к участникам коллектива, корректировка системы нравственных ориентиров и установок и др.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Анализ и результаты исследовательского эксперимента
Задачей формирующей серии эксперимента является психокоррекционное влияние на педагогов с целью оптимизации тех психологических черт личности, которые были расценены в качестве факторов, влияющих на развитие творческих способностей у детей. В данном случае это уровень притязаний, мотивация, установ ...

Сложные педагогические ситуации в работе с подростками и способы их разрешения
Подростковые коллективы - сложная социально-психологическая общность. Ей свойственны противоречия, несовпадение структуры личных и деловых отношений, повышенная критичность к другим (при пониженной самокритичности) и особенно к учителям. Завоевать авторитет у подростков легко и одновременно трудно. ...

Разучивание песен - метод развития устной речи школьников
Песенный и музыкальный материал может успешно использоваться не только при обучении аспектам языка, но и при формировании речевой деятельности, особенно устной речи. На начальном этапе обучения английская монологическая и диалогическая речь школьников очень проста, так как ее развитие в значительно ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru