Ценнейшее психологическое приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего мира. Для ребенка единственной сознаваемой реальностью является внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию. Вполне сознавая свои поступки, ребенок обычно еще не осознает собственных состояний. Напротив, для подростка внешний, физический мир только одна из возможностей субъективного опыта, сосредоточением которого является он сам. Он начинает воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояния своего собственного "Я". Становление нового уровня самосознания в ранней юности идет по направлениям, выделенным еще Л.С. Выготским, - интегрированию образа самого себя, "перемещению извне вовнутрь". В этот возрастной период происходит смена некоторого "объективистского" взгляда на себя "извне" на субъективную, динамическую позицию "изнутри".
Происходит некоторое включение индивида в общество взрослых. Более конкретно подобное включение обозначает следующее: подросток начинает считать себя равным взрослому; он начинает думать о будущем и строить "жизненные планы"; он ставит своей целью преобразование общества взрослых, в котором ему предстоит жить; у подростка появляется относительно устойчивые представления о себе как цельной личности, отличной от других людей как личностей (Выготский).
"Юношам свойственен поиск истины. Они находятся в поиске истины повсюду и во всем: в точности н6аучного и технического метода и в искренности повиновения; в достоверности исторических описаний и в честности игры; в подлинности художественного произведения, высокой точности репродукции и в истинности убеждений, надежности обязательств".
На основе всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: основным в процессе образования старшеклассников является их самоопределение, формирование их личной и профессиональной позиции, соотнесенной с социальным и культурно-историческим контекстом. Оно включает в себя ломку стереотипов привычных способов деятельностей, проблематизацию ценностей и целей, овладение способами анализа собственной деятельности.
Информация о ообразовании:
Методы и формы социально – педагогической работы по формированию
гражданственности у молодёжи
Среди субъектов гражданского воспитания сегодня важная роль отводится социальному педагогу, так как сам процесс гражданского воспитания характеризуется широкой социально-педагогической направленностью. Социально-педагогический компонент содержания гражданского воспитания является доминирующим и сос ...
Анализ данных экспертного опроса с использованием контент - анализа
Использование контент - анализа применительно к ответам на открытые вопросы экспертов дошкольных образовательных учреждений позволяет выявить дополнительные содержательные характеристики психолого - педагогических особенностей профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка в ДОУ. ...
Концептуальные основания
управленческой деятельности
Предпосылка любого управления является гипотеза о возможности существовании порядка и особой упорядоченности мира. Ключевой категорией, которая задает устройство мира, в котором возможно управление, является категория порядка и тогда управление – это действие, направленное на упорядочивание мира. М ...