Опыт применения отечественных нетрадиционных технологий в работе с аутичными детьми

Страница 1

Рассмотрим опыт работы по социально-педагогической адаптации детей с синдромом раннего детского аутизма с применением нетрадиционных технологий в нашей стране.

Организация реабилитационной помощи аутичным детям имеет ряд отличительных особенностей, одной из которых является ориентация на развитие их коммуникативной деятельности, способности общаться с разными людьми при различных ситуациях социального взаимодействия.

В подавляющем большинстве социальные контакты семей, имеющих детей с ограниченными возможностями, резко снижены, и их жизнь протекает лишь в каком-то одном узком диапазоне, прежде всего, по причине собственных страхов родителей, внутренних смысловых барьеров перед обществом, боязни негативной оценки поведения их ребенка со стороны окружающих.

Расширение социальных контактов, которые должны являться приоритетными для решения проблемы социализации и интеграции подрастающего поколения, остается вне поля видения семей, и не используется как средство реабилитации, столь необходимое для формирования базового доверия к миру и общекультурного развития людей с ограниченными возможностями.

Одной из задач специалистов, работающих с особой категорией детей, является поиск конкретных путей для снижения уровня стигматизации в обществе и оптимизации социально-реабилитационных механизмов. Стигматизация со стороны окружения часто приводит не только к социальной изоляции ребенка, но и к социальной изоляции всей семьи.

Социокультурная реабилитация составляет важный элемент реабилитационной деятельности, так как удовлетворяет блокированную потребность у инвалидов в информации, в получении социально-культурных услуг, в доступных видах творчества. Социокультурная деятельность выступает важнейшим социализирующим фактором, приобщая людей к общению, согласованию действий, восстанавливая их самооценку .

Исходя из этого, определение путей и форм социальной реабилитации специалисты видят через освоение нового интеграционного пространства. Причем, приоритетным направлением на сегодняшний день становится создание системы, ориентированной на целенаправленное приобщение детей к музейной педагогике, т.е. речь в данном случае идет о планомерных экскурсиях, предполагающих длительные контакты с конкретной группой детей.

Средства и способы реабилитации музейной педагогикой способны стать объединяющим фактором, способствующим вовлечению детей в процесс взаимного обучения и взаимодействия.

Итак, музейная педагогика является одной из нетрадиционных технологий, применяемых в нашей стране в работе с аутичными детьми.

Центральным для музейной педагогики на нынешнем этапе ее развития становится понятие музейной культуры посетителя-ребенка, трактуемое как степень его подготовленности к восприятию предметной информации музея, осознание ценности подлинника и специфичности музейного языка, умение ориентироваться в музейной среде и пр.

В широком смысле музейная культура - это наличие у ребенка музейного отношения к действительности, которое выражается в уважении к истории и умении оценивать в реальной жизни предметы музейного значения. Музей как социальный институт связан с самыми различными учреждениями культуры и образования.

Поэтому к проблемам музейной педагогики относится установление оптимальных форм взаимодействия с партнерами по культурно-образовательной, психологической, педагогической, медицинской деятельности.

В целом, к целям программы по музейной педагогике относятся: психосоциальная реабилитация детей с ранним детским аутизмом, общекультурное развитие, развитие коммуникативных способностей, поддержка и укрепление семьи как социального института, адаптация всех членов семьи к новым социально-психологическим условиям, их интеграция и реабилитация.

В соответствии с целями определяются следующие задачи программы:

Преодоление микросоциальной педагогической запущенности, коррекция неадекватных методов воспитания ребенка, обучение родителей навыкам взаимодействия с ребенком в обществе.

Помощь ребенку в разрешении психотравмирующих ситуаций, в формировании продуктивных видов взаимоотношений с окружающими людьми.

Формирование и стимулирование сенсорно – перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов у детей с синдромом раннего детского аутизма.

Развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции, развитие базового доверия к миру.

Формирование адекватных родительских установок на заболевание и социально-психологические проблемы ребенка путем активного привлечения родителей в психокоррекционный процесс.

Раскрытие потенциальных творческих возможностей у детей, страдающих, нарушениями психического развития и мн. др.

Однако терапия искусством особых детей на базе общественных культурных учреждений в большинстве случаев пока не готова предлагать инвалидам никаких специальных образовательных программ. Социальная интеграция инвалидов невозможна без введения такого обучения. Но тесное взаимодействие музейных педагогов и психологов, работающих с аутичными детьми, позволяет решать конкретные психосоциальные задачи по минимизации социального отчуждения и развитию творческого потенциала особых посетителей.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Метод разъяснения ценностей
Традиционная система религиозного и этического воспитания делала ставку на заучивание отрывков из Библии, заповедей и правил общежития. Такой подход направлен на формирование того, что можно назвать добродетелями, — честность, добросовестность, самообладание, дружелюбие. Еще Аристотель составлял по ...

Проблемы организации дополнительного образования детей
Школа сегодня становится тем важным фактором, который формирует новые жизненно важные установки личности. Главная цель образовательного учреждения - организация условий для всестороннего развития учащихся в соответствии с их склонностями, способностями и интересами, способствующими успешной социали ...

Результаты исследований уровня изобразительных умений у старших дошкольников
Исследование, зафиксированное в таблице 3, можно представить в процентном соотношении. Данное исследование проводилось во второй половине дня. Давалась ребенку возможность спокойно, не торопясь, выполнить свои рисунки, выбрать материал для рисования, продумать сюжет рисунка. Дети с интересом выполн ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru