Основные направления и технология педагогической деятельности

Страница 8

Влечение к курению, алкоголю, токсическим средствам. Актуальность и сложность проблемы предупреждения этих влечений не требует особых доказательств.

Самое тревожное явление - ранний алкоголизм и наркомания, которая в последние годы обнаруживается уже в начальных классах. Формирование негативного отношения к данной группе патологических влечений - длительный и поэтапный процесс, в котором решаются разные задачи на каждой возрастной стадии.

В период дошкольного детства работа ведется на эмоциональном уровне. Детям важно продемонстрировать негативное эмоциональное отношение к этим явлениям, т. е. ребенок должен не столько понять, сколько почувствовать, что алкоголь, наркотики -нечто опасное, недостойное, осуждаемое. Ясно, что решающая роль здесь принадлежит семье, родителям. Сложность этой задачи нет необходимости доказывать, если учесть, какой масштаб в нашем обществе приобрели эти явления.

На стадии младшего школьного детства центр тяжести профилактической работы необходимо перенести на рациональный уровень. Велико доверие младших школьников к слову учителя, к тем нормам и правилам поведения, которые провозглашает школа. Поэтому резкое осуждение патологических привычек и влечений, высказанное в доступной, но в то же время яркой, эмоциональной форме, трудно переоценить.

К сожалению, антиалкогольные, антинаркотические темы в беседах, в текстах для письма, чтения отсутствуют. Проводятся специальные уроки по правилам уличного движения, по охране зеленого друга, по экологии, даже по мерам противопожарной безопасности. И это правильно, это нужно. Однако делать вид, что проблемы патологических привычек, ранней наркологизации детей не существует, не только опасно, но и безнравственно. Учителю нет необходимости ждать специальных учебных рекомендаций и пособий, он располагает достаточным материалом жизненных наблюдений, чтобы показать всю тяжесть последствий этого явления.

В период подросткового детства профилактическая работа опирается на социально-психологический аспект. Многочисленные научные исследования показывают, что привычка к наркотикам, алкоголю, токсикомании провоцируется прежде всего подражанием взрослым, стремлением самоутвердиться в роли взрослого человека. Нельзя недооценивать и влияние тех старших школьников, которые уже пристрастились к пагубным привычкам.

Задача педагогов - развенчание «кумиров», создание обстановки психологического давления на отдельных подростков через коллектив, показывая, что опасные увлечения подрывают их престиж, доказывают их незрелость, отсутствие самостоятельной, независимой позиции, а самое главное - они теряют право на уважительное взрослое обращение.

Исключительную роль в организации такого психологического давления имеют встречи с теми людьми, которые отказались от патологических привычек, на своем личном опыте убедились, что истинную независимость они получили после того, как сумели преодолеть пагубное влечение. Если такую встречу сумеет провести не взрослый человек, а кто-то из старшеклассников или из сверстников - эффект может быть исключительным. К сожалению, подобные случаи можно считать подарком судьбы, тем более что учителя целенаправленно не занимаются поиском нужных людей и не ставят перед собой этой задачи. Сказывается незнание, неумение, а порой и недооценка педагогических возможностей.

Беседы, разговоры с подростком на эти темы оказываются малоэффективными, потому что именно у подростков срабатывают не эмоционально-рациональные, а социально-психологические механизмы поведения. Но это не означает, что индивидуальные беседы-внушения, проводимые на профессиональном уровне, с привлечением психоневрологов, психотерапевтов, бесполезны. Они нужны, но их роль вторична.

В профилактической работе со старшими школьниками упор делается на показе отрицательных последствий, на внушении и особенно самовнушении по методу оптимализма, разработанного еще в 1970-х годах доктором Г. А. Личко. Суть оптимализма можно раскрыть в трех позициях:

1. Показ отрицательных последствий в перспективе на будущее.

2. Самовнушение по определенной системе и по формуле: «Признаю алкоголепитие и табакокурение противоестественными, дикими, позорными, нелепыми и недостойными здравомыслящего человека занятиями. Считаю, что нет и не может быть повода для медленного самоотравления». Постоянное повторение этой формулы оказывает весьма заметное психологическое воздействие на старшеклассников.

3. Демонстративное саморазоблачение по типу: «Не давайте мне вина - я алкоголик!», «Не давайте мне курить - я наркоман!» и т.п. Это своего рода защитная реакция от давления окружающих, склонных к бытовым патологическим привычкам. Подобные заявления вызывают сочувствие, интерес, а самое главное - нередко отбивают желание у бывших «собутыльников» и «сокурилыциков» настаивать, убеждать, высмеивать. У школьников может возникнуть ощущение не только личной «нестандартности», но и независимости, победы над собой, ощущение подлинной свободы. В заключение - воздействие «победившего себя» на тех, кто не сумел отказаться от дурных привычек, убеждение их на собственном примере, поиск союзников, единомышленников. Это не только закрепляет самоуважение, но и формирует активную антиалкогольную, антиникотиновую позицию.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 


Информация о ообразовании:

Общие принципы построения системы непрерывного контроля знаний, умений и навыков студентов
Прежде чем решиться применить систему непрерывного контроля (СНК), следует ответить на вопросы: «что стимулировать?»; «из каких конкретно элементов должна состоять СНК?»; «как распределить баллы внутри системы?»; «на каком уровне установить балльное пороговое значение для сдачи зачета и каким образ ...

Где могут получать психолого-педагогическую помощь дети с комплексными нарушениями развития
Система помощи детям с комплексными нарушениями в нашей стране находится в стадии становления. Специальную помощь некоторым категориям детей со сложными нарушениями оказывают отдельные учреждения системы Министерства образования и наук, Министерства здравоохранения и социального развития России. На ...

Проблема заикания у детей
Заикание - сложное нарушение речи, характеризующееся расстройством ее ритма и плавности. Как правило, заикание возникает у детей 2-5 лет, т.е. в период формирования развернутой фразовой речи, чаще у легко возбудимых детей. Обостряется в связи с поступлением в школу, а также в подростковом и юношеск ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru