Основные тенденции и перспективы развития школьного математического образования в России в XXI веке

Подробно о педагогике » Основные тенденции и перспективы развития школьного математического образования в России в XXI веке

В этой работе анализируется некоторые тенденции в развитии математического образования, которые наблюдаются на протяжении нескольких десятков лет. Имеется в виду сокращение количества часов, выделяемых на математику; углубление разрыва между уровнем математических знаний выпускников школы и требованиями вузов; углубление разрыва между уровнем математических знаний выпускников вузов и объективными потребностями современной науки и технологии; ухудшение материального положения преподавателей и финансирования образования.

Активная часть научно-педагогического сообщества, раньше других осознав пагубное воздействие этих тенденций на уровень фундаментального образования, культурного и нравственного состояния общества, старается противостоять им. В частности, в 1990-93 годах Научно-методический совет по математике совместно с другими Научно-методическими советами использовали свое влияние и добились того, что базовая подготовка по циклу общих математических и естественно-научных дисциплин заняла надлежащее место в учебных планах вузов. Принятые в то время Закон РФ "Об образовании”, учебные планы и государственные образовательные стандарты открывали широкие перспективы для перехода отечественной системы образования на качественно новый уровень. Одной из характерных черт этого уровня является глубокая и всесторонняя подготовка студентов в области математики и фундаментальных естественных наук, позволяющая им в будущем создавать и внедрять технологии, сама основа которых может быть неизвестна во время обучения.

В те годы казалось, что вышеупомянутые негативные тенденции преодолены, но, видимо, импульс начала 90-х годов не только не был надлежащим образом осознан, поддержан и подкреплен практическими делами, а напротив, натолкнулся на сопротивление, и негативные тенденции вновь возобладали с возросшей силой. В частности, планирование базовой подготовки в области фундаментальных наук опять перешло в ведение УМО, и в новых учебных планах уровень такой подготовки предусмотрен существенно ниже, чем в прежних.

Столь долговременный и устойчивый характер негативных тенденций в отечественном образовании, показывают, что они - Вызов в том смысле, в каком этот термин употреблял Тойнби. Следовательно, чтобы переломить эти тенденции и сделать прогрессивные перемены необратимыми, жизненно необходимо найти надлежащий Ответ.

Авторы этой статьи - люди разных поколений, разного жизненного и педагогического опыта - объединились, чтобы перевести свое недовольство существующим положением и тревогу о будущем в конструктивные предложения. С этой целью намерены проанализировать негативные тенденции таким образом, чтобы выявить уродливо проявляющиеся в них глубинные импульсы, которые в силу своей фундаментальной природы, должны стать движущей силой кардинального улучшения математического образования.


Информация о ообразовании:

Взаимоотношение социализации и воспитания
Не будем сводить социализацию лишь к адаптации - приспособлению человека к обществу, ко всем существующим в нем нормам ("хорошим" и плохим). Подобная трактовка является следствием таких широких определений социализации, какую, например, дает известный американский социолог Т.Парсонс, опре ...

Как преодолевать проблемы
Будьте готовы к тому, что время от времени у вас будут возникать проблемы. Это могут быть проблемы разного рода – личные, связанные с учебой, со взаимоотношениями между людьми – с подобными проблемами встречается каждый. Можно сказать, что если у вас есть проблемы, значит вы живете нормальной жизнь ...

Современная система образования в Российской Федерации
Принятие в 1992 г. федерального Закона "Об образовании" означало начало реформ в отечественном высшем образовании. Данный закон ввел новые для нас понятия: бакалавриат, магистратура, многоуровневая система образования. Он, не ломая сложившуюся систему, сохранил и включил в новую и старую, ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru