В преамбуле к программам по математике для средней школы 1918 года было написано: "Курс математики строится и проводится в своей программе-минимум не столько в интересах будущих математиков или будущих техников, химиков, статистиков и т.п., сколько в целях пополнения тех недостающих звеньев в системе гуманитарного образования, понимая последнее в широком смысле слова, какие может дать только математика. ”
Большим достижением довоенного среднего образования в нашей стране было создание единой средней школы, выпускник которой получал знания, обеспечивающие ему возможность поступления и обучения в высшем учебном заведении любого профиля: университете, втузе, медицинском, экономическом или каком-либо еще высшем учебном заведении.
Конечно, следует отдавать себе отчет в том, что такого высокого уровня среднего образования удалось достичь в условиях, когда оно далеко не было всеобщим и когда профессия учителя была весьма престижной.
Определенная согласованность между уровнем математической подготовки выпускников школы и потребностями вузов сохранялась до 50-х годов. Заметим, что в эти годы полное среднее образование стало бесплатным и общедоступным, но общий уровень подготовки выпускников начал снижаться.
Наметившийся в начале 60-х годов разрыв между уровнем подготовки выпускников школы и потребностями вузов постепенно углублялся по мере развития науки и технологии, а также в результате изменений в самом обществе и требованиях, предъявляемых им к уровню и содержанию образования и, в то же время, не желающем за него платить.
Нельзя сказать, что школьное образование не пытались реформировать, причем в ходе реформ происходили и положительные изменения (например, по инициативе академика А.Н. Колмогорова в школе начали изучать векторный метод и элементы математического анализа). Однако не всегда продуманные и последовательные реформы в итоге нанесли больше вреда и способствовали углублению обсуждаемого разрыва.
Отметим наиболее характерные черты, присущие большинству первокурсников, которые не позволяют им надлежащим образом изучать высшую математику и затем эффективно применять математические методы в решении прикладных задач:
неумение студентов отличать то, что они понимают от того, что они не понимают,
неумение логически мыслить, отличать истинное рассуждение от ложного, необходимые условия от достаточных; неправильное представление о главном и второстепенном, о том, что необходимо помнить, а что можно и забыть;
неумение вести диалог: понять вопрос преподавателя и ответить именно на него, а также сформулировать свой вопрос;
неумение найти несколько ответов на один вопрос;
стереотипность восприятия информации, искаженные и даже неверные стереотипы; снижение общего культурного уровня и, как следствие, непонимание литературных и исторических реминисценций, невозможность воспринять связи с законами физики и других наук;
низкая компьютерная грамотность;
недостаточное владение английским языком, чтобы пользоваться компьютерами и Интернетом.
Углубление разрыва между уровнем математической подготовки выпускников школы и потребностями вузов определяется многими причинами, среди которых мы выделим следующие:
недостаточность и неоднородность математической подготовки абитуриентов;
взаимная несогласованность школьной и вузовской программ по математике;
недостаточная квалификация учителей и отсутствие удобной и доступной им системы повышения квалификации и переподготовки, в частности, в дистанционной форме;
нежелание математических кафедр при составлении планов занятий учитывать уровень подготовки абитуриентов и устранять существующий разрыв;
определенный "шантаж” вузов, выражающийся в том, что на вступительных экзаменах предлагаются искусственно усложненные задачи, а не те, которые действительно необходимы для успешного продолжения образования в вузе;
Информация о ообразовании:
Перспектива развития дополнительного образования
Перспективой развития дополнительного образования МОУ «Никифоровская средняя общеобразовательная школа №1» является изменение целевых ориентиров школы, широкое системное внедрение в образовательную и воспитательную практику инновационных педагогических технологий, внутрифирменное обучение работнико ...
Основы коррекционной работы с аутичными детьми
Ранний детский аутизм относят к особой форме патологии, при которой нарушен механизм эмоционально-поведенческой адаптации. В отечественной психологии разработаны основные направления коррекции эмоциональных расстройств у детей и, прежде всего, у детей с аутизмом на основе уровневого подхода (К.С Ле ...
Реализация музейно-педагогических программ в
учебно-воспитательном процессе общеобразовательных школ
Традиции работы с детьми на основе музейных коллекций существуют во всем мире. Это, как правило, ведущее направление в деятельности музеев, как отечественных, так и зарубежных. Привлечение детей - важный аспект выполнения музеем поставленных целей. Отсюда и острая необходимость в организации прямог ...