Разноуровневое обучение в ходе ученического эксперимента

Подробно о педагогике » Разноуровневое обучение в ходе ученического эксперимента

В настоящее время наблюдается тенденция к повышению требований к школьному образованию, к его показателям, прежде всего – к эффективности. В связи с этим в педагогический процесс внедряются разнообразные педагогические технологии, среди которых личностно ориентированная технология – разноуровневое обучение. Данная технология может быть использована как на уровне конкретных учебных заведений, работающих в данном направлении, на уровне отдельных классов, а также элементы разноуровневости могут быть использованы на уроке, причем на разных его этапах.

Образовательная система, предоставляющая всем обучающимся одинаковые временные, содержательные и образовательные условия, приводит к созданию неравенства между учащимися. Наличие же различных по способностям, интересам, проектируемым профессиям детей ставит вопрос создания адаптивной среды для каждого учащегося – разноуровневого обучения.

Внедрение разноуровневости в педагогический процесс позволяет применить индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся, имеющий огромное значение, так как в любом учебно-воспитательном процессе учителю приходится работать с индивидуальностями, с учениками, различающимися своими потребностями, склонностями, возможностями, интересами, потребностями и мотивами, особенностями темперамента, мышления и памяти. При этом создаются педагогические условия для включения каждого ученика в деятельность, опирающуюся на уровень актуальности и соответствующую зоне его ближайшего развития, обеспечивающую ему достижение уровня усвоения учебного материала в соответствии с его познавательными возможностями, способностями, но не ниже минимального уровня.

Образовательные, воспитательные, развивающие цели в педагогическом процессе достигаются разными способами, но одним, наиболее действенным, является активное познание. Активное познание в области химии предполагает работу учащихся с использованием различных видов ученического эксперимента на уроке. Ученический эксперимент играет огромную роль в изучении и понимании данного предмета, так как это средство познания, которое делает изучение химии наглядным, ярким, интересным, включая учащихся в учебно-познавательный процесс. Данный вид деятельности необходим для реализации триединой цели образовательного процесса.

Целью данной работы является разработка системы разноуровневых практических работ школьного курса химии 8 класса. При использовании разноуровневости в этом виде ученического эксперимента учащиеся могут выбирать задания посильного для них уровня сложности. Теоретическая часть работы посвящена проблеме разноуровневости, и при ее изложении была использована разнообразная литература учебно-методического характера, краткий обзор которой представлен в следующей главе работы.

Практическая часть содержит инструкции к практическим работам и дополнительные задания разного уровня сложности, которыми учащиеся могут пользоваться для более эффективного овладения предметом. Они созданы для занятий по темам, встречающимся в большинстве предлагаемых на сей день различными авторами программ по химии, а также признанным необходимыми в системе школьного химического образования предшествующих десятилетий.

В современной научно-методической литературе вопросы разноуровневого подхода к проблемам обучения освещены достаточно подробно. Теоретические вопросы внедрения данной педагогической технологии достаточно подробно освещены в учебном пособии «Личностно ориентированное обучение: теории и технологии», выпущенном ИПК ПРО Ульяновской области в 1998 году под редакцией Н.Н.Никитиной, а сборник статей «Разноуровневое обучение как средство удовлетворения потребностей и возможностей учащихся», выпущенный там же в 1998 году дает краткую информацию по данной проблеме. Практические рекомендации по использованию разноуровневости на отдельных уроках химии были опубликованы в ведущих методических журналах «Химия в школе», «Методика преподавания химии в школе», в приложении по химии к газете «Первое сентября». В последнем издании печатается методическое пособие для преподавателей химии «Методика химического эксперимента в средней школе», которая содержит достаточно полную и ценную информацию о школьном химическом эксперименте, в том числе технологии проведения опытов, способы формирования экспериментальных умений и навыков, методику работы с малыми количествами реактивов. Автором данной работы является известный методист, кандидат химических наук В.Я Вивюрский.

Кроме этого, в последние годы издано много различных пособий и учебников, которые также были использованы при написании работы. Однако в них не встречалась информация о технологии проведения разноуровневых практических работ. Разработке этой технологии и посвящена данная работа.


Информация о ообразовании:

Причины, механизмы и симптоматика нарушений письма у младших школьников
По мнению А.Н. Корнева, трудности в обучении письму возникают как результат трех групп явлений: биологической недостаточности мозговых систем, входящих в систему письменной речи, возникающей на этой основе функциональной недостаточности и средовых условий, предъявляющих повышенные требования к отст ...

Как дифференцируются образовательные программы в первом и втором отделениях школы V вида
В специальную (коррекционную) школу V вида зачисляются дети с общим недоразвитием речи II и III уровня с такими тяжелыми формами речевой патологии как: дизартрия, ринолалия, алалия, афазия, дислексия, дисграфия, заикание. Наполняемость классов 12 человек. Коррекционное учреждение V вида имеет в сво ...

Проблема содержания и структуры экономического мышления
Структурные характеристики экономического мышления школьников могут быть представлены семью блоками: причинно-факторным, концептуальным, ценностно-целевым, содержательным, уровневым, деятельностным и критериальным, создает возможность охватить в единой системе его специфику на разных ступенях школь ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru