Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений»

Подробно о педагогике » Разноуровневое обучение в ходе ученического эксперимента » Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений»

Страница 1

Работу целесообразно выполнять после систематизации и обобщения знаний по теме. Она имеет принципиальное значение, так как учащиеся впервые встречаются с новой формой химического эксперимента – экспериментальными задачами, при решении которых должна проявляться их полная самостоятельность в практическом применении знаний. Чтобы для учащихся не была неожиданностью данная форма экспериментальной работы, необходимо систематически, в процессе изучения темы, готовить учащихся к практическому занятию. Для этого на уроках, особенно при обобщении знаний, целесообразно предлагать учащимся различные экспериментальные задачи, сходные с теми, которые встретятся в работе. Подготовку учащихся к решению экспериментальных задач можно начать после изучения свойств оксидов, т.е. когда у них накапливается определенный запас знаний и когда они приобретают необходимые практические умения.

Перед данной практической работой целесообразно напомнить учащимся о том, как надо решать экспериментальные химические задачи и показать это на конкретном примере. Затем учитель предлагает им на уроке выполнить одну задачу и рассказать об этом по плану(цель опыта, что делали, что наблюдали, вывод). После этого выполняется и сама практическая работа. В процессе работы ученики повторяют уже известные им свойства веществ, а также закрепляют отдельные умения в обращении с веществами и предметами лабораторного оборудования. В связи с тем, что целью работы является повторение и применение знаний, выполнение практической работы наиболее правильно организовать так:

Продумать задание и наметить, какие вещества будут использованы, каковы условия реакции и какой результат следует ожидать.

Выполняя опыт, тщательно следить за явлениями, его сопровождающими.

Оформить работу можно по следующей схеме:

Задача

Уравнение и тип реакции

Что делали

Что наблюдали

Вывод

Тексты задач могут быть такими:

1 уровень

Получите из оксида кальция гидроксид кальция. Докажите с помощью индикатора, что полученное вещество является щелочью.

Из гидроксида меди и соляной кислоты получите оксид меди и хлорид меди.

Распознайте в пробирках без надписей растворы гидроксида калия, серной кислоты и воду.

2 уровень

1.Докажите, что оксид кальция – основной оксид.

2. Получите оксид меди: а)из меди б)из гидроксида меди. Докажите, что оксид меди – основной оксид.

3.Получите карбонат кальция и выделите его из смеси (на столе находится раствор гидроксида кальция).

Получите двумя способами сульфат кальция.

Из имеющихся реактивов получите сульфат свинца и выделите его из смеси.

Получите двумя способами хлорид меди и выделите его из смеси.

Получите двумя способами хлорид меди и выделите его из смеси.

Докажите, что из двух выданных растворимых оксидов (оксиды фосфора и кальция) один кислотный, а другой основной.

3 уровень

1. Исходя из оксида меди, получите гидроксид меди.

2. Осуществите превращения по схеме: гидроксид железа (III) ® оксид железа (III) ® нитрат железа (III)/

Учащимся можно предложить и такой вариант повышенной трудности: составить уравнения реакций, характеризующих химические свойства кислот (оснований) и выполнить эти реакции практически. В этом случае на столы выдают различные вещества, из которых ученики отбирают нужные им для работы. Затем они составляют уравнения реакций и проделывают опыты. Вещества для облегчения поисков лучше расставлять по классам.

При решении задач на распознавание веществ важно обратить внимание на отбор проб из пробирок. Нужно научить их такому приему: взяв одну пробу, испытать ее реактивом, потом другую, третью. Этот прием важен, так как, во-первых, ученики не будут путать пробы, во-вторых, если точно определено искомое вещество в одной пробирке, то часто нет смысла проводить испытание вещества в другой.

Для обучения решению экспериментальных задач можно предложить учащимся базового уровня и дидактические карточки с алгоритмом решения одной из задач:

Выполняемые действия

Пример последовательного решения экспериментальной задачи

Внимательно прочитайте задание, осмыслите его содержание.

Задача: осуществить реакции по схеме: магний ® оксид магния ® нитрат магния

2. Подумайте, какие свойства исходных веществ могут быть использованы при экспериментальном решении задачи

Свойства:

1.Магний способен окисляться кислородом, образуя оксид магния.

2.Оксид магния – основной оксид, вступает в реакции обмена с кислотами с образованием соли и воды.

3.Составьте план выполнения практической части задачи:

запишите уравнения реакций;

определите, какие реактивы (растворы, сухие вещества) необходимо использовать.

Предположите ожидаемые результаты опыта.

2Mg + O2 ® 2MgO

MgO + 2HNO3 ® Mg(NO3)2 + H2O

Магний – стружка, оксид магния – белый порошок, разбавленная азотная кислота – бесцветный раствор.

Магний должен гореть на воздухе с выделением света и тепла, белый порошок оксида магния растворяется в азотной кислоте с образованием бесцветного раствора нитрата магния

4. Проверьте наличие реактивов и выполните задание экспериментально

Проверка реактивов и оборудования (горелка, спички, щипцы, магний, раствор азотной кислоты. Выполнение опыта.

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

План внеклассного профориентационного занятия
Профориентационный проект: «Я б в рабочие пошёл, пусть меня научат» Класс: 9 (11) Время работы: два месяца Цели: популяризация рабочих профессий; анализ регионального компонента трудовых вакансий; социально-трудовая адаптация школьников. Задачи: расширение знаний обучающихся о рабочих профессиях; в ...

Анатомо – физиологические особенности детей от 0 до 2 лет
Младенческий возраст характеризуется целым рядом специфических черт, позволяющих рассматривать его в качестве существенно нового этапа развития человека. Психическое развитие в младенчестве представляет собой реализацию видовых возможностей ребенка на основе природных задатков и генетической програ ...

Определение эффективности формирующего воздействия
Для определения эффективности формирующего воздействия необходимо также провести и количественное соотношение результатов. По результатам констатирующего эксперимента развитие коммуникативных способностей детей экспериментальной группы было следующим: на среднем уровне – 3 детей (60%), ниже среднег ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru