Получение и свойства кислорода

Страница 1

В начале урока нужно проверить, как учащиеся подготовлены к выполнению опытов, предложив некоторым из них рассказать и показать, как они будут получать кислород и собирать его в банку, а также сжигать в нем уголь.

После этого учащиеся приступают к работе. Учитель наблюдает и фиксирует свои наблюдения в карточке, содержащей следующий перечень приемов и операций:

Насыпание в пробирку перманганата калия.

Вкладывание ваты в пробирку.

Закрывание пробирки пробкой с газоотводной трубкой.

Проверка герметичности прибора.

Укрепление пробирки в лапке штатива.

Обращение со спиртовкой или газовой горелкой.

Нагревание пробирки с перманганатом калия.

Проверка выделения кислорода.

Собирание кислорода в банку путем вытеснения воздуха.

Сжигание угля.

Обнаружение углекислого газа.

Порядок и чистота на столе.

Необходимо стремиться к тому, чтобы все ошибки, допущенные учащимися, были исправлены. Только при этом условии может происходить закрепление умений и совершенствование приемов работы. После проведения опытов учащиеся должны составить отчет о работе под руководством учителя. Отчет может быть выполнен в следующих видах:

1 уровень – в виде рисунков с описанием наблюдений, цифровыми пояснениями под рисунками и уравнениями реакций.

2 уровень - в текстовой форме или в виде таблицы – на выбор учащихся.

Рисунок прибора или описание действий

Наблюдения

Объяснения наблюдений

После нагревания перманганата калия тлеющая лучинка у отверстия газоотводной трубки вспыхнула

Выделяется кислород:

2KMnO4 ® K2MnO4 + MnO2 + O2

С + О2 ® СО2

Упрощенным вариантом этой работы или дополнением к ней для учеников 2-3 уровней может быть получение кислорода каталитическим разложением пероксида водорода. В этом случае важно предварительно предупредить детей о необходимости быстро и четко обнаруживать кислород в сосуде тлеющей лучинкой, так как реакция заканчивается довольно быстро. Чтобы не допустить быстрого ухода кислорода из сосуда, лучше проводить этот опыт в небольшой конической колбе с узким горлом: с началом выделения газа тлеющая лучинка вносится внутрь колбы, вспыхивает, затем быстро гасится, и опыт повторяется снова. Элемент занимательности и соревновательности придает подсчет вспышек лучинки за каждым ученическим столом. Пероксид водорода для этого опыта ученики по предложению учителя могут заранее приобрести в аптеке и принести в класс перед практической работой.

Инструкция к работе

Оборудование:

пробирка с порошком перманганата калия;

рыхлый комочек ваты;

пробка с изогнутой газоотводной трубкой;

спиртовка, спички, лучинка;

штатив с лапкой;

2 стакана.

Соберите прибор для опыта, как показано на рисунке.

Осторожно нагревайте перманганат в пробирке, предварительно обогрев всю пробирку (для чего это делается?). Через 1-2 минуты проверьте, но появился ли в стакане кислород – опустите в стакан тлеющую лучинку.

Виден ли кислород? Есть ли у него цвет, запах?

Нагревая пробирку еще 2-3 минуты, соберите в стакан побольше кислорода. В момент наполнения стакана газом лучинка у верхнего края стакана будет вспыхивать. Затем осторожно уберите этот стакан из-под газоотводной трубки и так же осторожно «перелейте» газ из него во второй стакан. Как доказать, что во втором стакане появился кислород?

5.Составьте в тетради рассказ «Как я получал и изучал кислород».

Задания для 2 уровня

1.Подумайте над вопросами:

а)Для чего в пробирку вставляется вата?

б)Как еще можно получить кислород в лаборатории

в)В одинаковых стаканах под крышками находятся кислород, азот, углекислый газ и воздух. Как распознать, где какой газ?

2.Что нужно добавить в колбу, где закончилось выделение кислорода из пероксида водорода: пероксид водорода или диоксид марганца? Почему? Проверьте свои предположения на опыте.

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Профильное обучение в агрошколе
Профильное обучение: цели и задачи Среднее (полное) общее образование – завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют направленнос ...

Критериальные и уровневые характеристики развития экономического мышления школьников
Ряд авторов рассматривает экономическое мышление как форму проявления экономического сознания в конкретной общественной ситуации Л.И. Абалкин определяет экономическое мышление как совокупность взглядов, представлений, способов подхода к оценке явлений и к принятию решений, которыми люди непосредств ...

Игра как форма урока, использование приёмов активизации мыслительной деятельности учащихся во время игры
Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деяте ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru