Закономерности формирования звукопроизношения у детей в норме

Страница 2

К году звуки лепета практически все заменяются на звуки фонетически близкие к звукам родного языка. Ребенок активно интересуется речью окружающих людей. Любит, когда с ним разговаривают. Ребенок внимательно смотрит па лицо говорящего взрослого, следит за движениями губ – в этот период закладываются кинестетические ощущения от артикуляционного аппарата.

Характерным для здорового ребенка этого возраста является то, что произнесение звуков становится видом его деятельности. Одновременно у здорового ребенка начинает развиваться и начальное понимание обращенной речи.

Второй этап начинается примерно в год с появления первых слов. Его особенность заключается в том, что первые звукосочетания приобретают свойства предметной соотнесенности. Заметно увеличивается понимание речи. Ребенок больше реагирует на интонацию, чем на смысл сказанного.

По Гвоздеву этот этап называется этапом появления слов – предложений. Первые слова являются простыми по своей слоговой и звуковой структуре, включает простые губно-губные, переднеязычные, заднеязычные звуки. При этом слова состоят из двух повторяющихся слогов открытого типа. У слов появляется понятийная основа. Например, ам – ам – кушать, ко – ко – курица.

Появляются первые существительные и почти одновременно с ними появляются глаголы (дай, на). К концу этапа (1,5 года) словарный запас от 1 до 2 – х слов увеличивается до 15 – 20 слов. В это время с заметным опережением развивается импрессивная речь. Ребенок понимает на много больше, чем произносит сам.

Третий этап длится от 1,5 – 2 лет. Ребенок хочет быть собеседником, охотно вступает во взаимоотношения. Ребенок начинает понимать распространенные предложения. Ребенок выполняет двухступенчатые инструкции, появляется много описательных жестов.

Этот этап называется «Однословные предложения. Предложения из двух слов – корней» (1,5 – 2 года). Происходит активное накопление словарного запаса (минимум до 50 слов, может достигать 200 слов и больше). Как только словарный запас ребенка достигает 50 слов, у него начинается спонтанное составление фразы. К 2 – м годам должна быть элементарная фразовая речь. Первые фразы состоят из двух слов. Допустимо использование слов – звукоподражаний и наличие аграмматизмов. Например, дай ко – ко.

В норме первым правильно усваивается винительный падеж, т.к. находит наибольшее зрительное подкрепление. На этом этапе стабилизируется слоговая структура слов. В звуковом оформлении допустимы множественные ошибки. Например, ки – ки – ти – ки вместо кир – пи – чи – ки.

Появляются новые звуки речи (переднеязычные щелевые, как правило, нижнего подъема; большое количество звонких, парных глухих). В речи ребенка чаще встречаются мягкие звуки, чем твердые. Заметно увеличивается объем понимаемой речи. Ребенок активно пользуется жестовой речью. Этап часто называют этапом расцвета жестов. Жесты заменяют отсутствующие в словарном запасе слова. В это время начинает развиваться регулятивная и коммуникативная функции речи. Должны быть усвоены слова «можно» и «нельзя».

Четвертый этап, по Гвоздеву А.Н., этап «Усвоение грамматической структуры предложения», длится от 2 – х до 3 – х лет. Происходит мощное накопление словарного запаса ребенка (минимум 250 слов). Слоговая структура слов полностью стабильна. У ребенка появляются звуки среднего онтогенеза. Среди гласных появляется звук ы – самый трудный из гласных. Имеющиеся согласные получают пары в виде звонких – глухих, твердых – мягких. Появляются первые сложные соноры – л, ль. К концу этого этапа у ребенка появляются практически все звуки, кроме самых артикуляционно сложных. К 3 – м годам может не быть следующих звуков: ж, ш, щ, ц, ч, л, р, рь (Гвоздев А.Н.).

Существенным отличием этого этапа от предыдущего является появление грамматических средств на фоне развитого фонематического слуха. Происходит усвоение грамматического структурирования фразы. К 3 – м годам в норме у ребенка обязательно должна быть фразовая речь. Допустимы отдельные аграмматизмы, которые возникают из – за неусвоения сложных грамматических категорий. В 3 года могут быть не усвоены категории склонения, спряжения, особенно в отношении множественного числа. Могут быть не усвоены сложные логико-грамматические конструкции (Гвоздев А.Н.).

В этот период активно развивается лингво-креативная деятельность. Период называют периодом детского словотворчества. Любимый вопрос – почему? Появляется эгоцентрическая речь. Ребенок оречевляет свои поступки. Эгоцентрическая речь – предпосылка для формирования внутренней речи, которая, в свою очередь, является основой для развития словесно – логического мышления. К 3 – м годам ребенок выделяет себя из окружающего мира. Абстрактных, отвлеченных видов речи пока нет. Формируются понятия о простых числительных (один, два, много). Ребенок адекватно пользуется личными местоимениями, понимает двухступенчатые конструкции. В 3 года ребенок уже может устанавливать самые простые причинно – следственные связи (Гвоздев А.Н.).

От 3 – х до 5 лет, по Гвоздеву, идет этап «Обиходная фразовая речь с пробелами лексико-грамматического и фонематического строя». Словарный запас уже 3000 – 5000 слов. Начинается развитие словесно – логического мышления. Ситуативная речь постепенно начинает приобретать контекстуальный характер, может строиться без наглядной опоры. К 5 – ти годам ребенку доступно правильное построение остаточно сложных логико-грамматических конструкций. В норме у ребенка исчезают аграмматизмы, эгоцентрическая речь переходит во внутреннюю. Появляются обобщающиеся слова, слова с абстрактным значением. Появляется чувство языковой нормы. К пятилетнему возрасту заканчивается формирование фонетической стороны речи. На основе развитого фонематического слуха начинается овладение элементарными навыками звукового анализа (Гвоздев А.Н.). Таким образом, у детей с нормальным речевым развитием к 5 – ти годам складывается полная языковая и речевая норма (Гвоздев А.Н.).

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Рекомендации по работе с одаренными дошкольниками
Воспитание и развитие одаренных детей необходимо проводить с учетов выявленных особенностей таких детей. Одаренных детей с следует вовлекать в обогащенную деятельность. Многие из них способны прекрасно освоить отдельные аспекты обогащенной деятельности, и именно в этих аспектах рекомендуется стимул ...

Методические особенности проведения
Определяющее значение для всего хода семинара имеет правильная методика его проведения. Несомненно, что методика различных семинаров (даже по одной учебной дисциплине) имеет свои особенности, которые преподаватель тщательно продумывает при составлении рабочего плана. Однако есть и некоторые общие п ...

Развитие образного мышления
Среди программ АНО «Сибирский центр инновационных педагогических технологий» числится инновационная образовательная технология «Образ и мысль», являющаяся национальным вариантом американской программы «Стратегия визуального мышления». Ее цель — содействовать развитию способности детей к глубокому, ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru