Закономерности формирования звукопроизношения у детей в норме

Страница 2

К году звуки лепета практически все заменяются на звуки фонетически близкие к звукам родного языка. Ребенок активно интересуется речью окружающих людей. Любит, когда с ним разговаривают. Ребенок внимательно смотрит па лицо говорящего взрослого, следит за движениями губ – в этот период закладываются кинестетические ощущения от артикуляционного аппарата.

Характерным для здорового ребенка этого возраста является то, что произнесение звуков становится видом его деятельности. Одновременно у здорового ребенка начинает развиваться и начальное понимание обращенной речи.

Второй этап начинается примерно в год с появления первых слов. Его особенность заключается в том, что первые звукосочетания приобретают свойства предметной соотнесенности. Заметно увеличивается понимание речи. Ребенок больше реагирует на интонацию, чем на смысл сказанного.

По Гвоздеву этот этап называется этапом появления слов – предложений. Первые слова являются простыми по своей слоговой и звуковой структуре, включает простые губно-губные, переднеязычные, заднеязычные звуки. При этом слова состоят из двух повторяющихся слогов открытого типа. У слов появляется понятийная основа. Например, ам – ам – кушать, ко – ко – курица.

Появляются первые существительные и почти одновременно с ними появляются глаголы (дай, на). К концу этапа (1,5 года) словарный запас от 1 до 2 – х слов увеличивается до 15 – 20 слов. В это время с заметным опережением развивается импрессивная речь. Ребенок понимает на много больше, чем произносит сам.

Третий этап длится от 1,5 – 2 лет. Ребенок хочет быть собеседником, охотно вступает во взаимоотношения. Ребенок начинает понимать распространенные предложения. Ребенок выполняет двухступенчатые инструкции, появляется много описательных жестов.

Этот этап называется «Однословные предложения. Предложения из двух слов – корней» (1,5 – 2 года). Происходит активное накопление словарного запаса (минимум до 50 слов, может достигать 200 слов и больше). Как только словарный запас ребенка достигает 50 слов, у него начинается спонтанное составление фразы. К 2 – м годам должна быть элементарная фразовая речь. Первые фразы состоят из двух слов. Допустимо использование слов – звукоподражаний и наличие аграмматизмов. Например, дай ко – ко.

В норме первым правильно усваивается винительный падеж, т.к. находит наибольшее зрительное подкрепление. На этом этапе стабилизируется слоговая структура слов. В звуковом оформлении допустимы множественные ошибки. Например, ки – ки – ти – ки вместо кир – пи – чи – ки.

Появляются новые звуки речи (переднеязычные щелевые, как правило, нижнего подъема; большое количество звонких, парных глухих). В речи ребенка чаще встречаются мягкие звуки, чем твердые. Заметно увеличивается объем понимаемой речи. Ребенок активно пользуется жестовой речью. Этап часто называют этапом расцвета жестов. Жесты заменяют отсутствующие в словарном запасе слова. В это время начинает развиваться регулятивная и коммуникативная функции речи. Должны быть усвоены слова «можно» и «нельзя».

Четвертый этап, по Гвоздеву А.Н., этап «Усвоение грамматической структуры предложения», длится от 2 – х до 3 – х лет. Происходит мощное накопление словарного запаса ребенка (минимум 250 слов). Слоговая структура слов полностью стабильна. У ребенка появляются звуки среднего онтогенеза. Среди гласных появляется звук ы – самый трудный из гласных. Имеющиеся согласные получают пары в виде звонких – глухих, твердых – мягких. Появляются первые сложные соноры – л, ль. К концу этого этапа у ребенка появляются практически все звуки, кроме самых артикуляционно сложных. К 3 – м годам может не быть следующих звуков: ж, ш, щ, ц, ч, л, р, рь (Гвоздев А.Н.).

Существенным отличием этого этапа от предыдущего является появление грамматических средств на фоне развитого фонематического слуха. Происходит усвоение грамматического структурирования фразы. К 3 – м годам в норме у ребенка обязательно должна быть фразовая речь. Допустимы отдельные аграмматизмы, которые возникают из – за неусвоения сложных грамматических категорий. В 3 года могут быть не усвоены категории склонения, спряжения, особенно в отношении множественного числа. Могут быть не усвоены сложные логико-грамматические конструкции (Гвоздев А.Н.).

В этот период активно развивается лингво-креативная деятельность. Период называют периодом детского словотворчества. Любимый вопрос – почему? Появляется эгоцентрическая речь. Ребенок оречевляет свои поступки. Эгоцентрическая речь – предпосылка для формирования внутренней речи, которая, в свою очередь, является основой для развития словесно – логического мышления. К 3 – м годам ребенок выделяет себя из окружающего мира. Абстрактных, отвлеченных видов речи пока нет. Формируются понятия о простых числительных (один, два, много). Ребенок адекватно пользуется личными местоимениями, понимает двухступенчатые конструкции. В 3 года ребенок уже может устанавливать самые простые причинно – следственные связи (Гвоздев А.Н.).

От 3 – х до 5 лет, по Гвоздеву, идет этап «Обиходная фразовая речь с пробелами лексико-грамматического и фонематического строя». Словарный запас уже 3000 – 5000 слов. Начинается развитие словесно – логического мышления. Ситуативная речь постепенно начинает приобретать контекстуальный характер, может строиться без наглядной опоры. К 5 – ти годам ребенку доступно правильное построение остаточно сложных логико-грамматических конструкций. В норме у ребенка исчезают аграмматизмы, эгоцентрическая речь переходит во внутреннюю. Появляются обобщающиеся слова, слова с абстрактным значением. Появляется чувство языковой нормы. К пятилетнему возрасту заканчивается формирование фонетической стороны речи. На основе развитого фонематического слуха начинается овладение элементарными навыками звукового анализа (Гвоздев А.Н.). Таким образом, у детей с нормальным речевым развитием к 5 – ти годам складывается полная языковая и речевая норма (Гвоздев А.Н.).

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Формирование учебных групп на базе школы
Основным принципом формирования учебных групп является добровольность и самоопределение. Вступление в то или иное творческое объединение обуславливается, главным образом, наличием желания со стороны детей, открывает перед ними возможность углубленно заниматься тем, что их особенно влечет с учетом и ...

Значение Евангельских притч
Как рассказывать детям этого возраста о Боге, чтобы рассказ был связан с их жизненным опытом? Другими словами, готовы ли они хоть как-то воспринять христианство? Могут ли они сознательно участвовать в богослужении? Что они могут понять из Священного Писания? Какие духовные и нравственные ценности в ...

Система управления образовательным учреждением
Управление ГОУ НПО ПУ-73 осуществляется в соответствии с Законом РФ "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13 января 1996г. №12-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями в редакции соответствующих федеральных законов, Типовым положением об образовательном учреждении начальн ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru