Закономерности формирования звукопроизношения у детей в норме

Страница 1

Речь служит основным средством общения людей. Владея речью, человек может сообщить свои мысли, чувства и желания окружающим, поделиться с ними опытом, согласовать действия. Речь – необходимая основа человеческого мышления, его орудие. Мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и др. – развиваются и совершенствуются по мере того, как ребенок овладевает речью.

Речь является средством регуляции психической деятельности человека. Она организует процессы памяти и восприятия, облегчает узнавание и различение предметов. Большую роль играет речь в формировании и протекании волевых процессов, а также эмоциональных переживаний.

Развитие речевой функции происходит в соответствии с определенной системой языка, которая строится на основе интонационных структур и фонемного состава, усваиваемых ребенком как на уровне понимания, так и на уровне его собственной активной речи.

Сам процесс развития речи делят на подготовительный период, включающий крик, гуление и лепет; период понимания речи взрослых и использование в активной речи слов – предложений: овладение фразовой речью.

В развитии речи большое значение имеет доречевой, или пропедевтический период, который при нормальном развитии длится от рождения до конца первого года жизни и включает следующие периоды: от 0 – 3 месяцев – крик, от 3 – 6 месяцев – гуление; от 6 – 12 месяцев – лепет (Гвоздев А.Н.).

При осуществлении ребенком первого вдоха расправляются ткани легких, и на выдохе идет крик рефлекторного характера. В норме крик должен быть сильным, чистым, звонким.

Считается, что развитие речи начинается с крика новорожденного.

Было доказано, что крик новорожденного осуществляется подкорковыми отделами мозга. Условно – рефлекторный характер крик приобретает к третьему месяцу жизни ребенка. В этот период крик становится интонационно – выразительным. По характеру крика мать может узнать желание ребенка. В дальнейшем на протяжении всего первого года жизни происходит интенсивное развитие интонационных компонентов крика и плачь ребенка (Мастюкова Е.М., Ипполитова Н.В.).

В первые месяцы жизни ребенка в его крике преобладают гласоподобные звуки, имеющие носовой оттенок типа: э, ай. Иногда звуки крика приближенно напоминают согласные г, к, н.

Оценка крика ребенка имеет важное диагностическое значение. У здорового новорожденного крик чистый, с коротким вдохом и удлиненным выдохом.

Важным этапом в доречевом развитии является стадия гуления, которая охватывает первое полугодие жизни ребенка. Это не речь, т.к. звуки гуления используются ребенком для выражения своего комфортного или некомфортного состояния.

Гуление свойственно всем детям. Звуки гуления не соответствует звукам речи, это своеобразные звуки с мягкой голосоподачей. Гуление является чрезвычайно важным при подготовке ребенка к будущей речи: к механизму речевого дыхания (вдох и выдох через рот); развитию артикуляционных движений языка, губ; развитию голосовой функции. (Бельтюков В.И.).

Звуки гуления возникают на выдохе, т.е. гуление является тренировкой речевого дыхания. Звуки гуления произносятся спонтанно, с открытым ртом. Их репертуар постепенно обогащается. Интонационная система языка наиболее интенсивно развивается с периода гуления. Звуки, составляющие гуление, уже приближаются к стандартным фонемам. В период гуления ребенок произносит длинные цепочки звуков, как бы подражая самому себе (Гвоздев А.Н.).

К 5 месяцам жизни гуление приобретает выразительный характер. На 1 – 2 неделе ребенок резко снижает свою голосовую активность. У ребенка в норме после этого появляются звуки лепета.

Лепетные сочетания нельзя назвать речью, т.к. нет смыслового соотнесения между лепетными сочетаниями и названиями предметов, признаков, действий. Лепет, по мнению Н.И. Жинкина, свидетельствует о начале формирования механизма слогообразования. На фоне лепета появляются звуки той речи, которая будет у ребенка.

К 5 – 6 месяцам нормальный ребенок начинает произносить сочетания губных и гласных звуков, таких как: бааа, мааа, а также язычных звуков тааа, лааа. К этому же возрасту появляется и первый слог «ма» или «ба». Вначале слог произносится однократно. Очень редко и как бы случайно. Это – начало развития лепета. В процессе лепета идет созревание психофизиологических механизмов словообразования (установлено Жинкиным Н.И.).

В период лепета ребенок не только повторяет звук, как бы подражая самому себе, но и начинает подражать звукам взрослого. В лепете каждый звук артикулируется одновременно с выдохом, т.е. тренируется координация между дыханием и артикуляцией (Мастюкова Е.М., Ипполитова Н.В.).

Характерна определенная закономерная последовательность в появлении звуков лепета. Согласные звуки появляются в следующем порядке: гортанные г, к, х; губные и губно-носовые; появляются гласные передне-среднего ряда средне-нижнего подъема. Характерной является тенденция к сглаживанию артикуляции гласных звуков (Мастюкова Е.М., Ипполитова Н.В.).

Примерно с 6 – 7 месяцев лепет приобретает социализированный характер. В лепете появляются интонации удовольствия и неудовольствия. Ребенок начинает повторять произносимые окружающими звуки, при этом копирует их интонацию. Лепет и жесты становятся средством общения. Ребенок начинает понимать жесты окружающих его людей. Постепенно ребенок начинает использовать голосовые реакции для привлечения внимания окружающих.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Обследование динамической координации артикуляционных движений
Процедура обследования. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом. Ребенку предлагается отраженно за логопедом выполнить движения. Ребенка просят выполнить упражнения по 4-5 раз. 1. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за мной движения»: - «качели» (поднять кончик языка за верхние, ...

Основные направления в решении задач социально-педагогической адаптации детей с синдромом раннего детского аутизма в отечественной практике
В настоящее время в России испытывается острый недостаток практических разработок по социально-бытовой реабилитации, которые позволили бы детям с синдромом раннего детского аутизма адаптироваться в повседневной жизни. Из отечественных подходов к коррекции аутизма наиболее известна предложенная К.С. ...

Педагоги и психологи о детском художественном творчестве и творческой активности
Дошкольный возраст – это тот период, когда художественное творчество может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, т.е. увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и способности. В отечеств ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru