Обзор научно-методической литературы по вопросам формирования произносительных умений и навыков у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии

Подробно о педагогике » Формирование произносительных умений и навыков у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии » Обзор научно-методической литературы по вопросам формирования произносительных умений и навыков у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии

Страница 1

Т.Б. Филичева и Г.В. Чиркина пишут, что направление и содержание педагогических исследований речевой патологии у детей определяются принципами их анализа, составляющими метод логопедической науки: 1) принципом развития; 2) принципом системного подхода; 3) принципом рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития.

Принцип развития предполагает анализ процесса возникновения дефекта. Для правильной оценки генезиса того или иного отклонения, как отмечал Л.С. Выготский, следует различать происхождение изменений развития и сами эти изменения, их последовательное образования и причинно – следственные зависимости между ними.

Для осуществления генетического причинно – следственного анализа важно представить себе все многообразие условий, необходимых для полноценного формирования речевой функции на каждом этапе ее развития.

Принцип системного подхода. В сложном строении речевой деятельности различают проявления, составляющие звуковую, т.е. произносительную, сторону речи, фонематические процессы, лексику и грамматический строй. Нарушения речи могут затрагивать каждый из этих компонентов. Так, одни недостатки касаются только произносительных процессов и выражаются в нарушениях внятности речи без каких – либо сопутствующих проявлений. Другие затрагивают фонематическую систему языка и проявляются не только в дефектах произношения, но и в недостаточном овладении звуковым составом слова, что влечет за собой нарушения чтения и письма. Вместе с тем существуют нарушения, которые охватывают как фонетико-фонематическую, так и так и лексико-грамматическую систему и выражаются в общем недоразвитии речи.

Применение принципа системного анализа речевых нарушений позволяет своевременно выявлять осложнения в формировании тех или иных сторон речи.

Раннее распознавание возможных отклонений как в устной, так и в дальнейшем в письменной речи позволяет предупреждать их с помощью педагогических приемов.

Изучение характера дефекта речи предполагает анализ связей, существующих между различными нарушениями, понимание значимости этих связей.

Принцип подхода к речевым нарушениям с позиций связи речи с другими сторонами психического развития. Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всей психикой ребенка, с различными ее процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно – волевой сферах. Эти связи проявляются не только в нормальном, но и в аномальном развитии.

Раскрытие связей между речевыми нарушениями и другими сторонами психической деятельности помогает найти пути воздействия на психические процессы, участвующие в образовании речевого дефекта.

Со слов Т.Б. Филичевой, всю систему логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения можно условно разделить на три этапа:

I этап – подготовительный.

Основные его цели: подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов; у ребенка раннего возраста – воспитание потребности в речевом общении; развитие и уточнение пассивного словаря; коррекция дыхания и голоса.

Важной задачей на этом этапе является развитие сенсорных функций, особенного слухового восприятия и звукового анализа, а также восприятия и воспроизведения ритма.

II этап – формирование произносительных умений и навыков.

Основная его цель – развитие речевого общения и звукового анализа.

Проводится работа по:

Коррекции движений артикуляционного аппарата.

Развитию артикуляционного праксиса.

Развитию дыхательной и голосовой функций.

Коррекции произношения (постановка, дифференциация звуков).

Формированию просодических компонентов речи.

Обогащению словаря и преодолению аграмматизмов.

Артикуляционная гимнастика. При ее проведении большое значение имеет тактильно – проприоцептивная стимуляция, развитие статико-динамических ощущений, четких артикуляционных кинестезий.

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Проектирование профильного обучения в условиях сельской школы
Элективный курс по овощеводству, для 9 класса Пояснительная записка Новые экономические отношения требуют иного подхода к трудовому воспитанию учащихся с целью их быстрой адаптации после окончания школы. В нашей школе развит агропромышленный сектор, который занимает большой объем производства. Поэт ...

Сказкотерапия как метод развития коммуникативных способностей у заикающихся детей
В последнее время термин "сказкотерапия" все чаще посещает специальные и популярные издания. Что же такое "сказкотерапия"? Первое, что приходит на ум – лечение сказками. Знание испокон веков передавалось через притчи, сказки, легенды, мифы. Знание сокровенное, глубинное, не толь ...

Методические рекомендации
Изучив методическую литературу по теме обучения детей игре на детских музыкальных инструментах, исходя из опыта работы можно дать следующие методические рекомендации: Работу по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах проводить организованно и последовательно. Знакомству с инструмент ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru