Приемы коррекционной работы

Страница 2

воспроизведение эмоциональных состояний с помощью наглядных пособий, фотографий, демонстрации логопеда;

дифференциация мимики сначала противоположных эмоций, а затем – сходных.

При борьбе с саливацией нужно укреплять мышцы нижней челюсти (челюсть вперед, назад, в стороны; пережевывание и откусывание с открытым и закрытым ртом твердой пищи (например, жевательная резинка). Проводится гимнастика для мышц глоточного кольца (кашель, позевывание, полоскание горла водой, имитация глотательного рефлекса, отпивание маленьких порций жидкости, глотание с запрокинутой головой).

Ребенку нужно всегда напоминать, чтобы он сглатывал слюну!

Работа над правильным дыханием является необходимой для воспитания правильной звучной речи. Известно, что у детей очень короткий, неэкономный выдох, расходующийся через рот и носовые ходы. Для формирования правильной ротовой воздушной струи, необходимой для речевого дыхания, используются следующие упражнения:

вдох и выдох носом;

вдох и выдох ртом;

вдох ртом – выдох носом;

вдох носом – выдох ртом (если выдох совершается через рот и нос одновременно, нужно зажать нос пальцами).

Постепенно нужно добиться того, чтобы ребенок производил свободный, плавный, удлиненный выдох через рот. Воспитанию активного выдоха способствуют также следующие упражнения: дутье на ватку, на полоску бумаги, на бумажные игрушки и т.п. Перечислим некоторые из них:

дуть на специально изготовленную из тонкой, нарезанной полосками бумаги «занавеску»;

дуть на «флажок», изготовленный сначала из очень тонкой цветной бумаги, а затем – из более плотной;

дуть на бабочки, вертушки, цветы;

дуть на пластмассовые игрушки, плавающие в воде;

надувать резиновые игрушки и шарики;

играть на губных инструментах.

Работа над голосом начинается после артикуляционной гимнастики и массажа, расслабления шейной мускулатуры, специальных упражнений по выполнению движений головой во все стороны с одновременным произнесением гласных звуков: и-э-о-у-а-ы.

По мере проявления согласных звуков вводят слоговые упражнения. Отрабатывают длительное и короткое звучание, повышение и понижение голоса. Большая роль в развитии голоса принадлежит музыкальным занятиям.

Обследование звуков речи у детей начинается с тщательной проверки изолированного произношения. Затем исследуют звуки в словах и предложениях.

Проверяются следующие группы звуков:

гласные: А, О, У, И, Ы;

свистящие, шипящие, аффрикаты: С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, Ш, Ч, Щ;

сонорные: Р, РЬ, Л, ЛЬ, М, МЬ, Н, НЬ;

глухие и звонкие парные П – Б, Т – Д, К – Г, Ф – В – в твердом и мягком звучании: П' – Б', Т' – Д', К' – Г', Ф' – В';

мягкие звуки в сочетании с разными гласными, т.е. ПИ, ПЯ, ПЕ, ПЮ (также ДЬ, МЬ, ТЬ, СЬ).

Используют задания, состоящие в многократном повторении одного звука, т.к. при этом создаются условия, облегчающие артикуляторное переключение с одного звука не другой. Это дает возможность обнаружить трудности деннервации артикуляционного акта.

Полезным для логопедического анализа является и повторение вразбивку двух звуков или слогов, предполагающее четкое артикуляционное переключение (например, кап – пак). Сначала предъявляются звуки, резко отличающиеся друг от друга артикуляцией, затем – более близкие. При этом отмечаются случаи, когда детям не удается моторное переключение с одного звука на другой и они вместо повторения начального звука второй пары персеверируют предыдущий.

Затем логопед выясняет, как ребенок пользуется звуками в речи. При проверке обращается внимание на замены, искажения, пропуски, отсутствие звуков. С этой целью обследуют произношение слов. Предъявляются наборы картинок, включающие слова из проверяемых звуков; отбираются слова различной слоговой структуры.

Проверяется также умение произносить слоги с множественным стечением согласных: скла, взма, здра и т.п.

Чтобы обследовать умение ребенка произносить слова различной слоговой сложности, ему предъявляют предметные картинки, которым он дает наименование; затем эти же наименования предлагаются для отраженного произношения.

Следует проверить умение произносить звуки в предложениях, состоящих из правильно произносимых звуков и из дефектных

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Структура личности, лежащая в основе выработки индивидуального стиля деятельности
Уже было сказано выше, что индивидуальный стиль педагогической деятельности зависит от особенностей структуры личности педагога, ее индивидуальных свойств. К. К. Платонов выделяет четыре подструктуры личности, лежащие в основе выработки индивидуального стиля деятельности: подструктура направленност ...

А.С. Макаренко — педагог-новатор
конфуций макаренко пирогов педагогический образование Антон Семенович Макаренко (1888—1939) родился в г. Белополье, бывш. Харьковской губернии, в семье мастера малярного цеха железнодорожных мастерских. В 1914 году Макаренко, имея уже 10-летний стаж народного учителя, поступил для продолжения образ ...

Рекомендации педагогам и родителям
У ребенка Необходимо создать положительную психологическую установку на иноязычную речь. Способом создания положительной мотивации является игра. Игры на занятиях не должны быть эпизодическими и изолированными. Необходима сквозная игровая методика, объединяющая и интегрирующая в себя другие виды де ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru