Теоретический анализ научных источников по методике преподавания темы «Информация. Информационные процессы и системы»

Подробно о педагогике » Методика преподавания темы "Информация. Информационные процессы и системы" в 9 классе общеобразовательной школы. Проблемный метод обучения » Теоретический анализ научных источников по методике преподавания темы «Информация. Информационные процессы и системы»

Страница 1

Морзе Н. В. в «Методике обучения информатике», представляет понятие информация как одно из фундаментальных понятий курса. Понятие информации в информатике есть одним из выходных. На нем базируются такие понятия информатики как знак, знаковая система, язык, письмо, сообщение, шум, дезинформация и другие. Также он считает, что ознакомление учеников с понятием информация целесообразно на первых уроках курса. Это позволит аргументировано раскрыть содержание учебного предмета информатики, ознакомиться с его заданиями. Основные методы обучения материала - индуктивный по логике, по источникам представления информации - пояснительно-иллюстрированный, по степени самостоятельности учеников –репродуктивный.

При объяснении понятия информационные сообщения автор концентрирует внимание учителя на том, что следует обратить внимание учеников на то, что не существует взаимно-однозначного соответствия между информацией и сообщением: одну и ту же информацию можно передать при помощи различных сообщений. И наоборот, одно и то же сообщение может нести разную информацию.

Понятие информации является центральным всего курса информатики, однако, в школьных учебниках подход к её определению неоднозначный. В некоторых учебниках определение информации даже не приводится. Одна из причин такого положения – сложность самого понятия информации. Оно относится к числу фундаментальных для всей науки, носит общенаучный, философский характер и является предметом постоянных дискуссий. Из‐за этого часть ученых считает, что оно неопределяемое. Информация является центральным понятием и в кибернетике.

Учебный материал в учебнике И. Я. Рывкинда «Информатика» обеспечивает оптимальное сочетание принципов научности и доступности. Тема «Информация. Информационные процессы и системы» рассматриваются в доступной форме и сопровождаются большим количеством заданий и примеров. Предлагается комплекс заданий для работы, как в классе, так и для самостоятельной работы.

В главе «Информация. Информационные процессы и системы» рассматриваются следующие вопросы:

сообщения, данные, информации и шуме;

информационные процессы;

кодировании сообщений; двоичное кодировании сообщений;

измерение длины двоичного кода;

информационные технологии и этапы их развития;

информационные системы и их составляющие;

информатике как наука и как отрасль деятельности человека .

Информатика, пожалуй, самая динамичная область знаний, требующая непрерывного обновления подходов, форм, методов и методических технологий к ее преподаванию.

Одним из актуальных методов активизации познавательной деятельности является проблемное обучение. В совместной деятельности с преподавателем учащийся не просто перерабатывает информацию; усваивая новое, он переживает этот процесс как субъективное открытие еще неизвестного ему знания. Средством управления мышлением учащихся в проблемном обучении служат проблемные и информационные вопросы, которые указывают на существо учебной проблемы и на область поиска еще неизвестного учащемуся знания. Тем самым создаются условия для продуктивного мышления, развития личности учащегося и его социальных отношений. Учитель, создавая учебные проблемные ситуации для учащихся, обеспечивает осознание ими проблемы, сочетание их самостоятельной деятельности с усвоением готовых выводов науки.

Цель проблемного обучения - усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов (овладение способами познания), она включает еще и формирование и развитие интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер школьника, развитие его индивидуальных способностей, то есть в проблемном обучении акцент делается на общем развитии школьника, а не на трансляции готовых выводов науки учащимися.

Функции проблемного обучения:

1) усвоение учениками системы знаний и способов умственной практической деятельности;

2) развитие познавательной деятельности и творческих способностей учащихся;

3) воспитание навыков творческого усвоения знаний;

4) воспитание навыков творческого применения знаний и умение решать учебные проблемы;

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Дискуссия
"Мы находим несколько решений одного и того же вопроса не столько потому, что наш ум очень плодовит, сколько потому, что он не очень прозорлив и, вместо того чтобы остановиться на самом лучшем решении, представляет нам без разбора все возможности сразу" (Ларошфуко). Скорее всего, это выск ...

Российский образовательный стандарт области Биология
Биологические знания необходимы для осознания современных экологических проблем, жизни как величайшей ценности, для гигиенического воспитания, понимания и соблюдения здорового образа жизни, понимания генетического здоровья человека, деятельности в сельском хозяйстве. Поэтому предмет биологии предст ...

Сопровождение развития в образовании
В последнее время в образовании широко распространяется сеть сопровождения развития. Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий условия для принятия оптимальных решений в различных жизненных ситуациях. Методологической предпосылкой сопровождения служит концепция свободного выбора как услов ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru