Анализ учебно-методической литературы по проблеме развития музыкальности ребенка в процессе элементарного музицирования

Подробно о педагогике » Развитие музыкальности детей младшего школьного возраста в процессе элементарного музицирования » Анализ учебно-методической литературы по проблеме развития музыкальности ребенка в процессе элементарного музицирования

Страница 1

По названной проблеме существует следующая учебно-методическая литература.

Программа музыкального воспитания принадлежит к новому поколению развивающих педагогических технологий. Традиции музыкального воспитания детей имеют давнюю историю. Это и многолетний опыт семейного воспитания, и методы народной педагогики, это и различные системы, созданные такими педагогами как Э. Жак-Далькроз, Карл Орф. Это, наконец, система, разработанная профессором Н.А. Ветлугиной для дошкольников и учащихся подготовительных классов, многообразный опыт практиков-энтузиастов в кружках и студиях.

Своеобразный подход к массовому музыкальному воспитанию демонстрирует система Марии Монтессори. Процесс музыкального воспитания дошкольника Монтессори разделяет на три этапа. Нас интересует третий этап. На третьем этапе предметом педагогического воздействия являются мелодический и гармонический слух ребенка. Здесь М. Монтессори оказалась особенно изобретательной - она впервые предлагает использовать множество специальных инструментов, играя на которых дети упражняют отдельные музыкальные способности. Так, к примеру, с помощью особого набора серебряных колокольчиков изучается и усваивается слухом звучание гаммы, расположение в ней звуков, клавиатура рояля. Применялись (впервые) металлофоны, "немые клавиатуры" и другие инструменты-игрушки. Впервые при обучении детей музыке использовались разнообразные наглядные средства, разрабатывался особый дидактический материал. От Монтессори идет практика применения в детских садах простейшего музыкального инструментария.

В начале ХХ века сформировалась система музыкально-ритмического воспитания, создателем которой был швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950). Новое главное звено его системы - эвритмика (ритмика) - придало его концепции особый специфический облик.

Ведущим, развивающим фактором у Жак-Далькроза всегда оказывается ритм. Это не случайно. Психологи заметили, что ритмическое чувство изначально, элементарно и поэтому, может быть, именно оно представляет собой основное свойство музыкальности. Развивая чувство ритма, можно создать условия для формирования и других сторон музыкальности детей. Связи же ритмического начала с темпом, динамикой, фразировкой и формой музыкального произведения позволяют осваивать коренные свойства музыки, развивать общую эмоциональность и художественный вкус ребенка. Таким образом, Жак-Далькроз нашел путь к формированию и развитию. природной музыкальности человека. В системе Жак-Далькроза можно вычленить два уровня. Первый (элементарный) преследует цель пробудить и развить природную эмоциональную отзывчивость, воспитывать любовь к музыке. На этом уровне осуществляется массовое музыкальное воспитание. Второй уровень ставит задачу профессионального обучения.

В дальнейшем достаточно стройная система Жак-Далькроза "растворилась" во множестве более или менее совершенных систем воспитания. Методические находки Жак-Далькроза можно обнаружить во многих системах музыкального воспитания, созданных в ХХ веке.

Обучение младших школьников игре на детских музыкальных инструментах является первой ступенью коллективного инструментального музицирования. Под термином "коллективное инструментальное музицирование" подразумевается музыкально-исполнительская деятельность в оркестре, которая позволяет предельно удовлетворить музыкальные интересы и раскрыть творческие возможности исполнителей разного возраста и разной степени подготовленности в игре по нотам, по слуху, импровизировании и сочинении музыки.

Анализ методической литературы, изучение опыта музыкальных руководителей позволяют судить о том, что существующая практика не выработала единого методического подхода к коллективному инструментальному музицированию младших школьников.

Элементарное музицирование, его термин пришел в мировую педагогическую практику благодаря Карлу Орфу и его коллегам - Г. Кеетман, В. Келлеру, помогавшим в создании системы музыкального воспитания.

За прошедшие десятилетия педагоги нашли новые, оригинальные пути развития и способы адаптации идей К. Орфа к различным национальным условиям музыкального воспитания и образования. Все их находки постепенно вливаются в русло широкой реки, именуемой "система Карла Орфа", в которой каждый педагог может найти для себя близкое и нужное.

Карл Орф, создавая свою музыкально-педагогическую концепцию, адресовал ее прежде всего педагогам, работающим с детьми в сфере музыкального воспитания, а не образования. Поэтому его система максимально приближена к возможностям и интересам обыкновенного ребенка. Не случайно и ее название - "элементарное музицирование", в котором слово "элементарное" имеет смысл "первичное", ведущее свое начало от самых основ, простое доступное каждому, но не примитивное. Соединение музыки, слова и движения составляет существо урока по принципам Орфа.

Страницы: 1 2 3 4


Информация о ообразовании:

Интерес подростка к учебе
Для очень многих учеников школа не имеет большого значения. Это справедливо не только для отстающих и слабоуспевающих, но и для тех, кто учится хорошо. Учащимся предлагается некоторая работа просто потому, что она составляет часть программы. От них требуют выполнить предыдущее задание, дабы они мог ...

Гуманитарные основы учебного предмета “психология”
преподавание психология учебный предмет Анализируя социокультурные процессы, происходящие в общественном сознании, можно говорить о психологизации общества, которая представляется картиной пестрой, неоднородной. Одна сторона - множество высших учебных заведений, выпускающих специалистов-психологов, ...

Обследование мимической мускулатуры
Процедура обследования. Упражнения выполняются перед зеркалом. Ребенку предлагается отраженно за логопедом выполнить движения. Проводится по образцу, затем по словесной инструкции. 1. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за мной движения»: - нахмурить брови. 2. Инструкция: «Смотри в ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru