Система работы по развитию слухового восприятия речи

Страница 1

Педагогическая система по развитию слухового восприятия является частью специальной педагогической науки – сурдопедагогики, которая разрабатывает теоретические основы, принципы, методы, средства обучения и воспитания людей различного возраста с проблемами нарушения слуха.

В основу педагогической системы легли следующие положения:

- использование и учет ограниченных физиологических возможностей глухих и слабослышащих детей;

- усиление слухового компонента в общем слухо-зрительном восприятии речи;

- формирование коммуникативной функции речи как средства общения детей с нарушением слуха;

- совершенствование произносительной стороны речи;

- сочетание работы по развитию слухового восприятия с общим развитием детей;

- вариативность учебных программ для детей с различным психическим развитием;

- гибкость в подборе материала в связи с индивидуальными возможностями детей;

- организация речевой среды как условия овладения средствами общения.

Слуховое восприятие слабослышащих детей развивается эффективно в условиях специально организованного обучения. Специально организованным процессом обучения создается полисенсорная основа для восприятия и продуцирования речи. У всех слабослышащих детей имеется слуховой резерв, то есть возможность восприятия речи на слух. Этот слуховой резерв является основой для становления речевого слуха, формирования произношения, развития речи в совокупности с использованием звукоусиливающей аппаратуры. Этому процессу способствует создание слухоречевой среды в процессе обучения. В свою очередь все вместе взятое является основой для создания единой системы слухо-кинестетических связей, влияющих на общее развитие детей.

Успех восприятия речи детьми с нарушенным слухом зависит от ряда факторов: уровня развития речи, состояния произносительной стороны речи, встречной речевой активности, умение моделировать высказывание по отдельным опорным признакам, сложности структуры речевого высказывания, контекста, догадки, ситуации.

Формирование речевого слуха происходит в результате целенаправленной, длительной слуховой тренировки. Е.П. Кузьмичева выделяет в этом процессе два этапа и три периода обучения глухих детей (что находит отражение в учебном процессе по развитию слухового восприятия в школе слабослышащих).

На I этапе глухие школьники с помощью звукоусиливающей аппаратуры учатся дифференцированно воспринимать речевой смысл, выделяя в нем длительность и интенсивность. Эти признаки на данном этапе обучения глухой еще не может выделять самостоятельно. Требуется длительная специальная тренировка, в процессе которой он с помощью педагога учится сравнивать фразы, слова. В этих условиях опознавание предлагаемого на слух речевого материала осуществляется с привлечением наглядности при ограниченном его выборе.

На II этапе глухие школьники с помощью звукоусиливающей аппаратуры учатся дифференцированно воспринимать на слух элементы фонетической структуры речи. Эти элементы распознаются ими в различных условиях: при различении, опознавании и распознавании речевого материала на слух. На данном этапе под влиянием обучения при восприятии слов на слух начинают образовываться своеобразные связи между слуховым, зрительным и кинестетическим анализаторами.

Три периода обучения:

- первоначальный период – создание базы для развития базы для развития речевого слуха у глухих учащихся, определение слухового резерва, на основе которого строится вся работа по развитию слухового восприятия. Он охватывает подготовительный - первый классы;

- основной период характеризуется интенсивным развитием слухового восприятия, формированием навыка восприятия речи на слух, активного использования развивающегося слухового восприятия при формировании устной речи. В этот период оказывается возможным в определенной степени компенсировать нарушенное слуховое восприятие благодаря длительной слуховой тренировке с использованием звукоусиливающей аппаратуры. В результате у глухого школьника накапливается определенный слуховой словарь, которым он может активно пользоваться в речевой практике. При этом важным является формирование четких дифференцированных образов слов при активной опоре на развивающееся слуховое восприятие, которые способствуют формированию у глухих слухоречевой системы, основанной на неразрывной связи слухового восприятия и речедвигательных механизмов.

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Российский образовательный стандарт области Биология
Биологические знания необходимы для осознания современных экологических проблем, жизни как величайшей ценности, для гигиенического воспитания, понимания и соблюдения здорового образа жизни, понимания генетического здоровья человека, деятельности в сельском хозяйстве. Поэтому предмет биологии предст ...

Изучение индивидуальных стилей деятельности педагогов, для выявления зависимости его успешности от использования чужого педагогического опыта
С целью выявления зависимости успешности педагогической деятельности от ее индивидуального стиля, мы провели исследования индивидуального стиля деятельности педагогов с помощью методики «Определение вида индивидуального стиля деятельности». (См. приложение 3). Были опрошены: I группа- 7 педагогов, ...

Профильное обучение в агрошколе
Профильное обучение: цели и задачи Среднее (полное) общее образование – завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют направленнос ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru