Патриотическое воспитание в психолого - педагогических исследованиях

Подробно о педагогике » Развитие патриотизма на уроках изобразительного искусства » Патриотическое воспитание в психолого - педагогических исследованиях

Страница 2

Отношения, установки, ценностные ориентации личности являются регуляторами поведения и могут выступать как мотивы. Мотивы детерминируют поведение и деятельность, побуждают человека к тому или иному виду активностью. В качестве таких побуждений выступают потребности, интересы, убеждения и другое. Человека как зрелую личность характеризует наличие духовных потребностей, которые детерминируют возникновение просоциальных мотивов, в том числе - мотивов патриотического поведения. Кроме того, действенный патриотизм реализуется человеком только при наличии у личности внутренних патриотических убеждений.

В полной мере о сформированности патриотических мотивов, взглядов, установок и убеждений возможно судить только в условиях патриотической деятельности, на основе фактов сознательного и добровольного патриотического поведения. Патриотическое поведение - это сознательная, целеустремленная деятельность человека или общества, направленная на объекты, процессы и явления Родины, с целью принести благо, пользу своему народу, своей стране. Именно характеристики поведения и деятельности школьников, на наш взгляд, следует рассматривать как основные критерии сформированности патриотического сознания.

Исходя из вышесказанного, в структуре патриотического сознания мы выделяем следующие компоненты: интеллектуальный когнитивно – содержательный и мыслительно - операцональный элементы, мотивационный нравственно – нормативные, эмоционально - отношенческие и социально - личностные мотивы, эмоциональный - система позитивных и негативных эмоций, с вязанных с отношением личности к своей Родине, аксиологический - ценность Родины и ценность патриотизма, поведенческий - волевой, деятельностный и потенциальный компоненты.

Можно выделить четыре критериальных уровня сформированности патриотическою сознания школьников:

- нулевой (практически не сформирован), либо сформирован на низком уровне,

- умозрительный - сформированы необходимые знания, в том числе, о нормах патриотического поведения, представления о патриотических личностных качествах, но не наблюдается патриотического поведения, патриотические мотивы не обусловливают поведение человека,

- формально поведенческий, либо неосознанный (патриотические поступки совершаются из желания соответствовать ожиданиям окружающих - то есть внешняя деятельность, поведение и обусловливающая их мотивация не соответствуют друг другу; либо адекватные мотивы патриотического поведения – знания, ценности, эмоции не осознаются личностью в полной мере),

- убежденческий - патриотическое поведение и деятельность основаны на пропатриотических мотивах, пропатриотические знания носят системный характер.

Чтобы сформировать патриотическое сознание, необходимо комплексно воздействовать на все его компоненты: формировать систему знаний, новые потребности и мотивы поведения, взгляды и убеждения, установки, навыки поведения. Психологические особенности данного процесса определяют выбор форм и методов педагогической деятельности.

Патриотическое воспитание традиционно рассматривалось и рассматривается как компонент идейно – политического, нравственного, гражданского воспитания. При этом, в каждом из направлений присутствуют все остальные, и ценности общества, практические виды учебно - познавательной, творческой, общественно - полезной и т.д. деятельности, в процессе которых осуществляется патриотическое воспитание школьников.

В соответствии со структурой патриотического сознания и содержанием нравственного и гражданского воспитания в формировании патриотического сознания можно выделить следующие направления: содержательные интеллектуальное, мотивационное, аксиологическое, эмоциональное и поведенческое направления педагогических воздействий и объектные - работа с учащимися, работа с семьей, взаимодействие с детскими и молодежными общественными организациями, взаимодействие со средствами массовой информации. Работа с семьей в контакте патриотического воспитания учащихся включает изучение семейных отношений и уровня жизни, координацию воспитательной работы семьи и школы, привлечение семьи к организованной пропатриотической деятельности школьников. При взаимодействии со средствами массовой информации необходимо, с одной стороны, препятствовать негативному воздействию СМИ на школьников, а, с другой, привлекать позитивные СМИ к сотрудничеству. В работе с внешкольными организациями следует уделять внимание привлечению школьников к деятельности пропатриотических организаций и привлечению самих организаций к решению задач патриотического воспитания.

Страницы: 1 2 3 4


Информация о ообразовании:

Получение сульфата меди реакцией обмена
Демонстрация способа получения сульфата меди предварительно проводится учителем на уроке «Взаимодействие кислот с оксидами металлов». При этом выделяются те части его, которые потом предстоит выполнять самостоятельно на практической работе. Прежде, чем приступить к выполнению опыта, ученикам следуе ...

Приемы работы над орфограммой
Начиная с первого класса, проводится постоянная работа по запоминанию, заучиванию слов и орфограмм. Запоминаются слова и непроверяемые, и проверяемые: последние в ассоциативных парах (или группах) с проверочными словами: "луг-луга". Многие слова, которые в начальных классах усваиваются в ...

Выявление одаренных детей
Экспериментальное исследование проводилось в детских садах, №4 и №103 г. Облучье. Диагностика одаренности у детей требует тщательного и всестороннего анализа квалифицированного специалиста – психолога. Однако практическое осуществление такого индивидуального обследования каждого ребенка при поступл ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru