Содержание профессиональной компетентности

Страница 1

Существует несколько подходов к определению содержания профессиональной компетентности.

Управленческий подход в деятельности педагога рассматривается через управленческий цикл его деятельности и этапы решения педагогических задач; позднее, в логике этого направления выделяется задачный подход (аналог функционального) исследователи этого направления: В.А.Сластенин, Л.Ф. Спирин, А.И. Мищенко и другие.

Структурно-функциональный подход представлен в трудах Н.В. Кузьминой, Е.И. Пассова, Ф.Н. Гоноблина, А.И. Щербакова и др. Изучается круг умений и навыков, необходимых для реализации функций и видов профессионально-педагогической деятельности, ее этапов.

Личностно-деятельностный подход (И.А. Зимняя, Е.И. Пассов): обращается к единству и диалектике формирования специалиста как личности и субъекта деятельности и общения. Расматривая интенции и потенции специалиста в процессе профессионализации авторы с опорой на школу отечественной психологии (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др) прослеживают оформление и срастание личностно-профессиональный свойств в педагогической деятельности.

Системный подход (Е.И. Рогов, С.Г. Молчанов). В русле этого подхода изучаются следующие векторы формирования и развития профессиональной компетентности: система (функциональная структура) деятельности, личностные особенности субъекта деятельности, объект профессиональной деятельности в процессе профессионального становления.

Акмеологический подход (Н.В.Кузьмина, Н.В.Кухарев и др.): профессиональная комптентность рассматривается как этап на пути к педагогическому искусству, мастерству.

Аксиологический подход представлен в трудах Н.В.Кузьминой, В.А.Сластенина, И.Ф.Исаева, Е.И.Пассова и др. Профессионально-педагогическая культура выступает как совокупность ценностей педагогической профессии, педагог как носитель этой культуры и личность, способная транслировать и продуцировать культурные ценности. Профессиональная компетентность рассматривается как ядро профессионально-педагогической культуры.

Процессуально-динамический подход. Педагогическая деятельность рассматривается по своим структурным элементам: целеполагание, содержательный блок, технологии, взаимодействие, результат (М.П.Боброва, Е.В.Рубцова и др.).

Такое разнообразие подходов обусловлено объективной сложностью профессий, стохастическим, творческим характером и многообразием видов педагогического труда. Каждый из подходов высвечивает собственные стороны в анализе проблем профессиональной компетентности.

Нам важно подчеркнуть, что профессиональная комптентность формируется в пространстве взаимодействия личностного и деятельностного развития по поводу освоения и передачи общественного опыта, профессионально-педагогической культуры. Подобное рассмотрение приводит к пониманию сложной системы связей и взаимодействий компонентов профессиональной компетентности.

А.И.Мищенко представляет структуру профессиональной компетентности, обобщая многочисленные исследования ученых в логике [78, стр.86]:

I. Единства теоретической и практической деятельности. Л.Ф.Спирин рассматривает диалектику внешней и внутренней деятельности через единство теоретической и практической деятельности, при этом, в горизонтальном срезе структурный анализ профессионально-педагогической деятельности представлен в логике операций "мыслить - действовать - мыслить", что дает предпосылки к оформлению управленчского подход.

II. Управленческого процесса. В общем виде можно представить как продолжение первой позиции: педагогическая деятельность рассматривается как метадеятельность, то есть организация деятельности других на основе анализа, организационных воздействий и рефлексивного компонента.

III. Внешней структуры профессиональной деятельности. Рассматриваются этапы деятельности от целеполагания до изучения результатов. Процессуально - динамический аспект деятельности в изучении связей между элементами дидактического пятиугольника (цель, содержание, методы, средства, формы, результаты).

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме развития мелкой моторики детей
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. К области мел ...

Обзор научно-методической литературы по вопросам формирования произносительных умений и навыков у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Т.Б. Филичева и Г.В. Чиркина пишут, что направление и содержание педагогических исследований речевой патологии у детей определяются принципами их анализа, составляющими метод логопедической науки: 1) принципом развития; 2) принципом системного подхода; 3) принципом рассмотрения речевых нарушений во ...

Понятие об искусстве. Виды, жанры изобразительного искусства
Как известно, виды, искусства можно объединить в следующие группы: пластические, временные и синтетические. Пластические искусства – это пространственные искусства, произведения имеют предметный характер, создаются путем обработки материала и существуют реальном пространстве. К пластическим искусст ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru