Психолого-педагогические особенности профессиональной компетентности

Страница 1

В профессиональной деятельности педагога можно выделить два главных аспекта - личность и деятельность преподавателя. Именно диалектика их взаимодействия по поводу предмета - собственно содержания образования и объекта учения - ученика обуславливает психолого-педагогические особенности профессиональной компетентности.

Основная база для понимания психологии личности и деятельности учителя заложена в трудах В.А.Сластенина, А.И.Мищенко, Л.Ф.Спирина, А.И.Щербакова. "Психологические особенности любой профессии могут быть полностью определены только в результате глубокого всестороннего психологического анализа структуры и содержания профессиональной деятельности и самой личности как субъекта этого вида труда в их единстве."

Е.И.Рогов говорит о необходимости ввести в сферу исследования "саму профессиональную деятельность при изучении личности как целостного субъекта деятельности." Н.В.Кухарев, акцентируя внимание на личностных особенностях учителя, говорит о том, что они не всегда зримо обнаруживаются в педагогической деятельности.

Таким образом, принимая во внимание приведенную модель профессионального развития (см. схему 2, стр.23) мы, вслед за Е.И.Роговым, полагаем, что профессиональная компетентность есть диалектическое единство личностных особенностей педа ияния личности и профессионально - педагогической деятельности, системы и структуры способностей и умений педагога. Однако нам важно выделить те необходимые и достаточные умения, которые репрезентируют психолого-педагогические особенности личности и деятельности в структуре профессиональной компетентности.

Овладение профессиональной культурой, становление профессиональной компетентности, реализация целостной системы педагогического процесса и профессионально-педагогической деятельности требуют целостной системы личности во всех ее компонентах. Цели современного образования, содержание профессионально-педагогической культуры и образования в целом приемственны со структурными компонентами личности. Структура личности Л.С.Выготского, Б.Ф.Ломова имеет те же компоненты, что и профессиональная культура: когнитивный компонент, аффективный и волевой, действенно – практический.

Обобщенную характеристику личности учителя в структуре профессиональной компетентности предлагает И.А.Зимняя, она соотносит позиции П.Ф.Каптерева, Н.В.Кузьминой, А.К.Марковой.

Таблица 2 Модульное представление профессиональной компетентности учителя (обобщенный вариант)

Стороны труда

Блоки профессиональной компетентности

Психологические

модули для каждой

стороны труда педагога

Объективно необходимые характеристики

Психологические характеристики

Профессиональные

,педагогические

,психологические знания

Компетенция

Профессионально – педагогические умения

Компетентность

Профессиональные, психологические позиции, установки

Профессионально – психологические особенности (качества), ПВК

Процесс труда

Деятельность

Постановка, решения педагогических задач

“ чему“, “кого “, “как “ учить

Использование псих-пед знаний, передового педагогического опыта

Педагогическое общение

Коммуникативные умения оптимизации общения, создания условий для саморазвития ребенка

Личность педагога

Умения, связанные с самовыражением, самореализацией, саморазвитием

Результат труда

Обученность

Умения, связанные с оценкой и диагностикой результатов труда

Воспитанность

Развитость

Страницы: 1 2 3 4


Информация о ообразовании:

Понятие образования и различные подходы к нему
Образование - сложная педагогическая категория. Изучение образования с позиций философско-методологических взглядов показывает: рассматривать его мож­но как ценность (государственная, общест­венная, личностная), как систему (выстроенность учреждений, различающихся по уров­ню и профилю), как процесс ...

Экономическое мышление как педагогическое явление и процесс его формирования
Теоретическими предпосылками современного экономического образования являются: 1) многоукладность экономики России, вызванная постоянным расширением ее территориальных границ, завершившимся созданием крупнейшего в мире евразийского государства; 2) существование национальных экономических школ, в ко ...

Характеристика общения как реализации функций обучения и воспитания
Б.Д. Парыгин, указывая на основные стороны общения, дает такое определение: «Общение — это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовл ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru