Психолого-педагогические особенности профессиональной компетентности

Страница 2

Необходимо сказать о том, что задатки обуславливают развитие педагогических способностей, которые в свою очередь "включают многие личностные качества . раскрываются через определенные действия, умения." Способности могут включать несколько умений и наоборот "в основе определенных учительских действий (умений), а тем более их совокупности, которой реализуется та или иная педагогическая функция, может лежать несколько способностей"

Многие личностные качества определяются А.К.Марковой через понятие "способность". Л.М.Митина также соотносит профессионально-значимые качества педагога (педагогическая направленность, педагогическое целеполагание, педагогическое мышление, педагогический такт, педагогическая рефлексия) с двумя уровнями педагогических способностей по Н.В.Кузьминой: проективными и рефлексивно-перцептивными .

Мы рассмотрели психологические основы профессиональной компетентности с точки зрения учителя как личности и субъекта профессионально-педагогической деятельности и общения.

Другой аспект - наполнение предложенного модуля профессионально-педагогическими умениями. "Педагогические умения представляют совокупность самых различных действий учителя, которые прежде всего соотносятся с функциями педагогической деятельности, в значительной мере выявляют индивидуально-психологические особенности учителя . и свидетельствуют о его предметно-профессиональной компетентности.", с другой стороны, "компетентность - родовое понятие для всех субъектных свойств, проявляющихся в деятельности и обеспечивающих ее эффективность."

Таким образом, определение необходимого круга профессионально-педагогических умений репрезентирующих субъектные свойства личности учителя и его деятельность во взаимодействии с обучающимися, является достаточным основанием для содержательного, операционализированного наполнения профессионально-педагогической компетентности.

И.А.Зимняя, со ссылкой на А.Н.Леонтьева и С.Л.Рубинштейна, отмечает, что разграничение личности и деятельности или психологических и педагогических характеристик специалиста "условно и может быть проведено только теоретически" . Оба компонента неразрывно связаны друг с другом в силу того, что "личность выступает субъектом деятельности, которая в свою очередь наряду с действием других факторов, например общения, определяет личностное развитие ее как субъекта".

Философские категории деятельности и субъекта, диалектика их взаимодействия в психологии отражается как принцип единства сознания и деятельности (С.Л.Рубинштейн). "Человек как субъект деятельности планирует, организует, направляет и коррегирует ее. В то же время сама деятельность формирует человека как субъекта". Диалектика распредмечивания и опредмечивания сущностных сил человека (К.Маркс), интериоризации и экстериоризации (Л.С.Выготский) позволяет понять источник, механизм и направленность изменений в структуре деятельности и личности.

В этом нарпавлении сложилась достаточно ясная и полная картина в отечественных исследованиях (А.К.Маркова, Л.М.Митина, Е.И.Пассов, Е.И.Рогов, А.Р.Фонарев и др.).

Профессиональное становление учителя, его активная позиция есть прежде всего, как полагает Е.И.Пассов, формирование его личности и лишь потом как умелого работника. Л.М.Митина, А.К.Маркова дополняют этот процесс ростом самосознания, мотивации, усвоением норм и ценностей профессии. Фонарев прослеживает становление личностной формы регуляции, срастания личностно-профессиональных качеств в ходе профессионализации.

Страницы: 1 2 3 4


Информация о ообразовании:

Психологические особенности учащихся старшей школы
Возраст юности - один из сложных, наиболее важных и ответственных в плане формирования личности периодов. Это период между подростковым возрастом и взрослостью, в ходе которого должна обеспечиваться возможность вхождения во взрослую жизнь. Самая важная психологическая характеристика старшеклассника ...

Разноуровневость и ее место в школьном химическом образовании
Разноуровневое обучение позволяет индивидуализировать (в определенных пределах) процесс обучения, учитывая индивидуальные особенности учащихся. Средством индивидуализации обучения является его дифференциация. Она сможет быть внешней, например, создание школ разных типов (общеобразовательных, гимназ ...

Анализ общеобразовательных программ по биологии для 10-11 классов
Конечно, мы учли и образовательные программы, при анализе которых выяснили, что различия между ними может заключаться в порядке изучения разделов и тем. Так, например, по программе предлагаемой автором В.Б. Захаровым раздел «Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле» изучается школьни ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru