Психолого-педагогические особенности профессиональной компетентности

Страница 3

В целом, большинство авторов рассматривают взаимосвязь и взаимодействие личности и деятельности в целостной системе профессионального труда по поводу обучения, воспитания, развития учащихся. В профессиях типа "Человек-человек" повышенные требования предъявляются к личностным качествам специалиста.

С одной стороны, как отмечает Е.И.Рогов, содержание профессиональной деятельности предъявляет ряд специфических требований, заставляющих его оптимизировать определенные личностные качества как профессионально значимые, необходимые, обязательные, с другой - личность способна действовать избирательно относительно превращения тех или иных потенций в формы реальной деятельности. Однако становление профессиональной компетентности, профессионализма больше связывается с личностным компонентом, креативностью, который в свою очередь развивается в деятельности. В вузовской дидактике, педагогической психологии такой системой выступает профессионально-педагогическая культура - сложное системное образование, представляющее собой совокупность общечеловеческих идей, профессионально-ценностных ориентаций и качеств личности, универсальных способов познания и гуманистических технологий педагогической деятельности, что является обобщенным показателем профессиональной компетентности преподавателя и целью профессионального самосовершенствования.

Модель профессиональной компетентности необходимо должна содержать знания о всех компонентах процесса образования (целях, содержании, средствах, объекте, результате и т.д.), о себе как педагоге, субъекте профессиональной деятельности. Также она должна включать в себя опыт осуществления приемов профессиональной деятельности (репродукции культуры) как совокупность профессиональных умений и творческий компонент как преобразование и перенос приемов обучения. В целом как отмечает Е.И.Пассов деятельностные компоненты опосредуются структурой личности (деятельностной, эмоционально-мотивационной и познавательной) и преломляются через личностный опыт эмоционально-ценностного и оценочного отношения к профессии.

Итак, деятельностный компонент профессиональной компетентности в диалектическом единстве сопряжен со структурой личности и представлен профессионально-педагогическими умениями.

Обобщая позиции исследователей в области изучения структуры и системы профессионально-педагогических умений, мы остановимся на приведенной схеме профессиональной компетентности А.И.Мищенко (см. схему 1, стр.22), А.К.Марковой (см. таблицу 2, стр.26) и И.А.Зимней.

В итоге мы приходим к целостному пониманию феномена профессиональной компетентности, ее сущности, содержания, структуры и психолого-педагогических характеристик:

1. Профессиональная компетентность - родовое понятие в характеристике профессионального становления личности. Она определяется как:

- интегральное качество личности, способствующее саморазвитию, самосовершенствованию;

- совокупность познаний и опыта субъекта (компетенции, подготовки и готовности), потенциальных и реализованных способностей;

- возможность реализации данной профессиональной деятельности эффективными способами и продуктивными результатами;

- необходимый и достаточный уровень развитие структуры личности, ей соответствующей профессионально-педагогической культуры и результатов трансляции содержания образования.

Страницы: 1 2 3 4


Информация о ообразовании:

А.С. Макаренко — педагог-новатор
конфуций макаренко пирогов педагогический образование Антон Семенович Макаренко (1888—1939) родился в г. Белополье, бывш. Харьковской губернии, в семье мастера малярного цеха железнодорожных мастерских. В 1914 году Макаренко, имея уже 10-летний стаж народного учителя, поступил для продолжения образ ...

Проблемы профессионального становления учителя
учитель педагогический профессиональный общение Как мы уже отмечали, ни теория, ни метод сами по себе не могут обеспечить успех учебно-воспитательного процесса. Главная фигура в этом процессе — педагог, учитель. Личность учителя, его подготовка и мастерство решают успех дела. Педагогическая деятель ...

Программа социально-педагогического сопровождения адаптации детей к условиям детского сада
Опираясь на полученные данные, нами была разработана программа социально-педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям детского садаВ жизни молодых родителей есть сложный момент, когда ребенка приходится отдавать в дошкольное учреждение, так как родителям нужно идти на р ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru