Специфика профессионально деятельности педагога дошкольного образования

Страница 1

Психолого-педагогические характеристики личности и деятельности педагога дошкольного образования изучаются многими авторами.

Деятельность педагога дошкольного образования, как отмечает ряд исследователей (И.А.Зимняя, С.Я.Ромашина, А.Н.Орлов, Н.П.Невзорова, М.П.Боброва), многоаспектна, носит стохастический, творческий характер.

И.А.Зимняя говорит о том, что именно профессионально-психологический портрет специалиста в области дошкольного образования характеризуется "наиболее развитыми профессионально-предметными, личностными (индивидуально-психологическими) характеристиками и коммуникативными (интерактивными) качествами в их совокупности по сравнению с учителем любого другого уровня и формы обучения". Это обусловлено всей логикой образовательного процесса в ДОУ. Преобладание преимущественно воспитательных и развивающих целей диктует технологию построения и реализации воспитательно-образовательного процесса.

При этом, как нигде, педагог стремится востребовать наличный опыт ребенка, максимально учесть его способности, возможности и интересы, возрастные особенности. Более того, степень включенности педагога как личности в процесс взаимодействия с детьми, а не талантливого технолога, его способность свободно владеть предметом как средством воспитания, развития и обучения во многом определяют продуктивность педагогической деятельности.

А.Н.Орлов, С.Я.Ромашина, анализируя базисные квалификационные характеристики педагогов дошкольных образовательных учреждений, отмечают, что "формирование комплекса умений, позволяющих осуществлять творческий подход к образовательно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста, является необходимым требованием соверешенствования системы профессиональной подготовки педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений". Творчество и саморазвитие педагога, продуктивное сотрудничество и личностно - ориентированный подход в воспитании детей авторы полагают "объективными ценностями педагогической деятельности специалиста".

Изучая процесс дидактической подготовки и результат - дидактическую готовность педагога дошкольного образования, М.П.Боброва раскрывает основные аспекты педагогической деятельности специалиста. В основных аспектах профессиональной деятельности (целеполагание, определение содержания, выбор методов и средств управления познавательной деятельностью дошкольников, проектирование организационной стру ические особенности детей, педагогическая позиция и направленность педагога на сотрудничество.

Анализ требований государственных образовательных стандартов к выпускникам различных педагогических образовательных учреждений позволяет в качестве инварианта выделить следующие характеристики: важные психологические и личностные качества - эмпатия, эмоциональная устойчивость, коммуникативные, организаторские качества, профессиональная и предметно- образовательная направленность (Н.В.Кузьмина, В.В.Карпов, Л.Е.Варфоломеева). Особое внимание уделяется коммуникативному аспекту деятельности специалиста дошкольного образовательного учреждения (С.Я.Ромашина, И.И.Рыданова, Н.В.Харитонова и др.). "Коммуникативная деятельность педагога является особой деятельностью и пронизывает весь процесс профессиональной деятельности". Е.В.Прозорова отмечает, что "в педагогической деятельности . общение не просто одна из функций учителя, оно выступает как универсальная форма самой этой деятельности, как то, в чем собственно, и живет, функционирует сама эта деятельность". С.Г.Молчанов основными функциями педагогической деятельности выделяет информациооно-коммуникативную, регуляционно-коммуникативную и аффективно-коммуникативную .

Коммуникативно-направленный процесс раннего обучения иностранному языку предъявляет повышенные требования к личности и деятельности преподавателя, задачи которого сделать коммуникативно ценными практически любые действия и воздействия.

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Формы воспитания детей оставшихся без попечения родителей
Существуют различные формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей: 1. Возвращение детей в семью к биологическим родителям и к родственникам. Это возможно, когда родители осознали, насколько семья важна для ребёнка; когда родители имеют необходимую материально финансовую базу и в том с ...

Направления развития профессионального мастерства учителя
Как мы уже отмечали, учитель, как субъект деятельности, с одной стороны, должен в совершенстве владеть предметом, которому учит (чтение, письмо, математика, физика, биология, литература, труд и т.д.), да и не просто владеть, а быть увлеченным своим предметом, способным заинтересовать им других, рас ...

Личность учителя
А. Н. Леонтьев считает, что личность не должна рассматриваться как предпосылка деятельности. Личность в структуре деятельности должна быть изучена «как ее внутренний момент». Однако изучение личности «как ее внутреннего момента» является, по мнению А. Н. Леонтьева, одной из сложных проблем. А. Н. Л ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru