«Овладение иностранным языком ориентировано не только на деятельность и общение, то есть на собеседника (коммуникативный аспект), и не только на образ мира, то есть на сознание (когнитивный аспект), но и на личность учащегося».
Иноязычная деятельность специалиста в области раннего обучения иностранному языку строится с одной стороны, как удовлетворение естественных, игровых, сиюминутных желаний и потребностей ребенка, с другой стороны, как сознательный, целенаправленный, организованный процесс по психическому и личностному развитию ребенка средствами иностранного языка.
Требования к профессионально-педагогической подготовки специалиста в области раннего обучения иностранному языку отражены в работах В.А.Погосяна, Н.Н.Полушкиной, Е.В.Рубцовой, И.А.Зимней, Г.В.Роговой, Т.Е.Сахаровой. На основе анализа профессиограммы специалиста в области иностранного языка и опыта аттестации учителей иностранного языка можно выделить следующие аспекты профессиональной компетентности:
1. Коммуникативная компетентность, предполагающая умение и готовность осуществлять общение. Она включает в себя языковую и лингвистическую компетенцию: свободное владение иностранным языком, умение использовать в общении языковые средства, адекватные конкретной ситуации общения, а также знания в области общего языкознания, теории преподаваемого языка (фонетика, лексикология, грамматика, элементы истории языка)и теории родного языка учащихся.
2. Лингвострановедческая и социолингвистическая компетенция: включает в себя всесторонние знания в области литературы, истории, культуры англоязычных стран, овлдение профессиональным стилем речи.
3. Профессионально-методическая компетенция: заключается в свободном владении иностранным языком и методикой его преподавания, в умении конструировать учебный процесс, определять и конкретизировать цели, задачи, содержание и технологию обучения; сюда же включаются психолингвистические основы овладения иностранным языком, знания закономерностей и психологических механизмов усвоения языка.
В.С.Цетлин дополняет предложенное содержание педагогическими качествами учителя: "Ни предметные, ни методические знания и умения не обеспечат успеха в работе, если не сформированы отношения учителя к учащимся, к своей деятельности, к самому себе. Сформированность таких отношений проявляется в педагогических качествах. Они включают знание возрастной психологии, умение дифференцированно подойти к учащимся .".
В анализе профессиограммы выделяют две группы функций: целеполагание и операционно - структурные. И.А.Зимняя раскрывает их содержание. Целеполагание содержит следующие функции: мотивационно - стимулирующую, информационно - ориентирующую, развивающую и воспитательную. В группе операционно - структурных функций содержаться конструктивно - планирующая, организаторская и коммуникативно - обучающая, исследовательская (гностическая). Приведенные функции реалузуются через профессиональные умения (Е.И.Пассов, И.А.Зимняя, Е.В.Рубцова). Е.И.Пассов выделяет следующие умения: методические, проектировочные, адаптивные, организаторские, коммуникативные, мотивационные, контрольные, исследовательские, вспомогательные. А.А.Миролюбов и другие выделяют следующиеумения по аспектам педагогической деятельности:
Информация о ообразовании:
Содержание формирующего эксперимента
На основе данных, полученных при проведении констатирующего эксперимента, была построена программа формирующего эксперимента для работы с детьми экспериментальной группы. Цель программы – формирование коммуникативных способностей у детей с заиканием с помощью приемов и методов сказкотерапии; сопост ...
Сущность семинара
Семинарские занятия как форма обучения имеют давнюю историю, восходящую к античности. Само слово «семинар» происходит от латинского «seminarium» - рассадник и связано с функциями «посева» знаний, передаваемых от учителя к ученикам и «прорастающих» в сознании учеников, способных к самостоятельным су ...
Виды и техники нетрадиционного рисования художественными материалами
Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования, и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических материалов, которые недостаточно научно обоснованны и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных услов ...