Экспериментальное изучение психолого-педагогических особенностей профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка в ДОУ

Подробно о педагогике » Психолого-педагогические особенности профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка в дошкольном образовательном учреждении » Экспериментальное изучение психолого-педагогических особенностей профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка в ДОУ

Страница 2

Так, в силу малой степени изученности и разработанности проблемы, избрано, наподобие пилотажного, ориентировочное исследование, позволяющее выработать основные идеи и направления дальнейшей работы.

Для решения поставленных задач, с учетом специфики исследования, отобран адекватный набор методов, соответствующих теоретической основе, логике исследования и принципу объективности.

Выбор методов исследования обусловлен проблематикой работы и опытом аттестационной деятельности в образовательных учреждениях. Основной метод - экспертный опрос, дополнительные методы: анкетирование, контент-анализ, методы статистической обработки данных.

Экспертный опрос позволяет соориентироваться в проблеме, выявить мнения специалистов высшей школы и работников образовательных учреждений, а также получить более подробную и взвешенную картину исследования. Экспертный опрос заключается в изучении мнений компетентных специалистов относительно значимости профессионально - педагогических умений, репрезентирующих психолого - педагогические особенности профессиональной компетентности. Подобный метод позволяет выявить оценки экспертов, учесть их опыт по проблеме и собственное видение ситуации. Это тем более важно на начальном этапе исследования.

Дополнением к оценочной процедуре использовался анкетный опрос, направленный на выявление специфики профессиональной деятельности педагога в области раннего обучения иностранному языку. Опрос проводился среди преподавателей иностранного языка в ДОУ, что позволило дополнить оценки экспертов и актуализировать те представления и опыт специалистов, который репрезентирует реальное состояние проблемы.

Описание методов.

Экспертный опрос. Методика проведения экспертного опроса: на основе разработанной диагностической карты экспертам предлагалось оценить значимость профессионально-педагогических умений, структурированных по аспектам управленческой и педагогической деятельности, по десятибалльной шкале. 0 баллов при этом - минимальная значимость профессионально - педагогического умения для деятельности преподавателя в ДОУ/школе; 10 баллов - максимальная значимость. Таким образом, задавался ориентир на конструирование "нормативного" профессионализма, того желаемого и необходимого состояния профессиональной компетентности. Результаты оценочной деятельности экспертов позволяют увидеть специфику педагогических умений и профессиональной компетентности в целом преподавателя иностранного языка в ДОУ. Также возможно выявить внутреннюю структуру и функциональные связи блоков профессиональной компетентности, достоверность межгрупповых различий в распределении оценок с помощью статистических методов.

Анкетный опрос. Как дополнительный метод использовались открытые вопросы к преподавателям в ДОУ: "В чем Вы видете специфику своей профессиональной деятельности в отличие от преподавателя иностранного языка в школе, в ВУЗе?", "Какие профессионально-педагогические умения Вы бы дополнили в предложенную карту профессиональной компетентности?". С опорой на исследования А.К.Марковой [70], вопросы были нацелены на выявление степени осознания/присвоения нормативного профессионализма. Посредством опроса удается проследить специфику профессиональной деятельности и ее содержательные характеристики.

Для содержательной интерпретации полученного материала использовался метод контент - анализа. Выявление контекстуальной, внетекстовой реальности, особенно в анализе ответов на открытые вопросы, позволяет более полно отобразить содержательную и интенциальную сторону информации, а также конктеризировать экспертные оценки. Алгоритм исследовательской процедуры:

1. На основе теоретических посылок и целей исследования избираются единицы счета: категории и индикаторы. В данном случае категории, характеризующие специфику преподавательской деятельности в области раннего обучения иностранному языку. На основе выделенных в предыдущих главах положений о психолого - педагогических особенностях профессиональной компетентности такими категориями являются личность преподавателя, его профессиональная деятельность по поводу объекта обучения - ребенка. Также анализировалось содержание профессиональной компетентности, определялись блоки профессиональной компетентности, в которые эксперты дополняли собственные профессиональные умения.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

История возникновения ВУЗов и способы управления ими
Сам термин universitas первоначально означал «целостность», «совокупность». Например: universitas rerum - совокупность всех вещей; universitas - вселенная. Термин universitas litterarum означал «все отрасли наук», буквально, «совокупность всех книжных знаний», в отличие от практических знаний (реме ...

Конспект фронтального логопедического занятия, проведенного студенткой на логопункте СОШ №2
Дата проведения: 19 апреля 2013 г. Тема: Звукобуквенный анализ. Цели : 1. Закрепить у детей понятие о звукобуквенном составе слова. 2. Формировать умение делить слова на слоги; де6лать звуковой и слоговой анализ. 3. Уточнить представление учащихся о звуках, буквах, деления их на гласные и согласные ...

Способности в структуре субъекта педагогической деятельности
Связь индивидуальных особенностей и способностей Индивидуально-психологические осо­бенности субъекта педагогической деятельности внутренне свя­заны со способностями человека — одной из его характерных черт. По авторитетному утверждению Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына, хотя «способности человека форм ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru