Таким образом, эффективность формирующего воздействия равна 50%.
Подводя итоги проделанной работы, можно сделать следующие выводы:
Заикание - одно из наиболее древнейших проблем в истории изучения расстройств речи, самое распространенное нарушение речи, проявляющееся в нарушении речедвигателных актов. Однако, нарушая коммуникативную сторону речи, оно вплетается в процесс развития личности, ее социализации, тем самым переставая быть просто речевым нарушением.
Заикание, как речевое нарушение, тесно связано с коммуникативной стороной речи, в результате него тормозиться процесс развития коммуникативных способностей личности, которые направлены на построение правильного речевого высказывания.
Заикание носит ситуативный характер: степень сложности ситуации связана с возможностью достижения заикающимся коммуникативной задачи.
Преодоление заикания - комплексный процесс логопедического, психолого-педагогического и (при необходимости) медицинского воздействия. Особое место в этом занимает психотерапевтическая работа, направленная на развитие социальных взаимоотношений.
Одним из методов психотерапевтической работы является сказкотерапия. Сказка содержит в себе незамысловатый сюжет, понятный детям, и глубинный смысл, до которого дойти помогает психотерапевт. Читая, пересказывая, сочиняя и разыгрывая сказки, дети вступают во взаимоотношения, раскрепощаются, сталкиваются с разными жизненными ситуациями. Именно поэтому сказкотерапия является одним из наиболее рациональных методов психотерапии.
Для проведения психотерапевтической работы необходимо провести полное обследование заикающегося ребенка. Нужно установить форму заикания, степень выраженности в различных ситуациях, уровень развития коммуникативных способностей, степень фиксации на дефекте, "помехи", возникающие в процессе общения.
На основе полученных в ходе исследования данных строится программа индивидуальной и коллективной работы с заикающимися детьми.
При использовании методов и приемов сказкотерапии на занятиях по формированию коммуникативных способностей детей с заиканием можно добиться положительных результатов: повысить уровень развития коммуникативных способностей, устранить некоторые «помехи».
По результатам исследования можно сказать, что поставленная нами цель в начале исследования достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение: действительно, при использовании методов сказкотерапии возможно достижение положительных результатов в значительно короткие сроки.
Информация о ообразовании:
Требования к учителю как к субъекту педагогической деятельности
К личности будущего педагога предъявляется ряд самых серьезных требований. Среди них можно выделить главные, без удовлетворения которых невозможно стать высококвалифицированным учителем или воспитателем, и второстепенные, соответствие которым не обязательно для педагога, но делает его личностью, сп ...
Активная мыслительная
деятельность учащихся как основа усвоения знаний
Знания составляют ядро содержания обучения. На основе знаний у учащихся формируются умения и навыки. В новой "Российской педагогической энциклопедии" (1993 г.) "знания" определяются следующим образом: "…проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой ...
Дидактическая игра на уроках немецкого языка
Как известно, большое значение в организации учебного процесса играет мотивация учения. Она способствует активизации мышления, вызывает интерес к тому или иному виду занятий, к выполнению того или иного упражнения. В настоящее время стала очевидной идея необходимости обучения иностранному языку как ...