Технологические аспекты формирования экономического мышления школьников и проблема подготовки учителей по экономике

Подробно о педагогике » Экономическое мышление школьников » Технологические аспекты формирования экономического мышления школьников и проблема подготовки учителей по экономике

Страница 3

Подготовка студентов к экономическому образованию учащихся начальных классов определяется составом изучаемых дисциплин. Выделим ряд направлений этой важной работы: 1) изучение социально-экономических дисциплин («Экономика», «Экономика образования», «Методика экономического образования учащихся начальных классов» и др.); 2) изучение общепрофессиональных дисциплин («Введение в педагогическую деятельность», «Теория и методика воспитания», «Педагогика межнационального общения», «Социальная педагогика», «Педагогические технологии», «Психолого-педагогический практикум», «Возрастная и педагогическая психология» и др.); 3) изучение специальных дисциплин и методик их преподавания в начальной школе («Детская литература», «Естествознание», «Методика обучения русскому языку и литературе», «Методика преподавания математики», «Методика преподавания естествознания», «Методика преподавания труда с практикумом» и др.)

Подчеркнем значение дисциплин специализаций «Социально – педагогическая деятельность в образовательных учреждениях», «Основы детского творчества в начальной школе», а также педагогической практики, курсовых и квалификационных (дипломных) работ по проблеме экономического образования учащихся начальных классов. Нами исследован вклад этой «триады» в научно – педагогическую и практическую подготовку студента к будущей работе. Сложность этой деятельности обусловлена тем, что знания и умения, даваемые в каждом блоке дисциплин, не должны остаться разрозненными и не объединенными в целостный операциональный комплекс, обеспечивающий решение соответствующих задач практической деятельности учителя начальных классов по осуществлению экономического образования учащихся.

Стратегию современного педагогического образования составляет субъективное развитие и саморазвитие личности учителя, способного выходить за пределы нормативной деятельности, осуществлять инновационные процессы, процессы творчества в широком смысле. Эта стратегия может воплотиться лишь при качественно иной подготовке учителя-исследователя, позволяющей сочетать фундаментальность профессиональных знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным научным подходом к решению конкретной образовательной проблемы. Большие возможности для достижения этой цели представляет определенная система включения студентов в научно-исследовательскую работу, которую мы пытались организовать на кафедре педагогики начального образования.

Важной составляющей целостного процесса подготовки учителя к экономическому образованию учащихся является изучение студентами спецкурса «Методика экономического образования учащихся начальных классов». В разработанной нами программе предполагается, что в процессе изучения спецкурса будущие учителя получат представление о месте экономического образования в системе учебно-воспитательного процесса. Они будут знать его цели и задачи, содержание, формы, методы с учетом возрастных, индивидуальных особенностей младших школьников, условий семейного воспитания, этнорегиональных особенностей экономической подготовки. Смогут использовать полученные знания о специфике экономического образования в системе обучения основам наук и технологии и при организации внеурочной воспитательной работы.

Учебные занятия по данному спецкурсу проводятся в основном в форме лекций и практикумов, на которых студентам давалась основа для формирования профессиональных знаний и умений по экономическому образованию учащихся начальных классов. Ряд занятий может быть продолжен в самостоятельной внеаудиторной работе студентов по развитию формирующих умений и навыков. Методы работы на практикумах разнообразны: упражнения, тренинг, ролевая игра, анализ педагогических наблюдений, осуществление экономических расчетов и анализа, деловая игра, практическая работа с детьми. В процессе исследования мы пришли к выводу, что деятельность педагога по выполнению своих функций как организатора экономического образования учащихся начальных классов, реализуемая на технологическом уровне, является показателем его профессиональной компетентности и культуры. Они проявляются в сложных педагогических ситуациях, в умении преодолевать трудности, оценивать, прогнозировать и корректировать результаты. Педагогическая технология как практико-ориентированная часть целостного педагогического процесса создает необходимые условия для профессионального развития учителя.

Можно рассматривать педагогическую технологию теоретической и практической подготовки студентов как совокупность действий и операций участников учебного процесса с целью достижения высоких результатов учебной деятельности. Ее фундамент составляют: теоретические знания; обучение разносторонним видам работы на лабораторно-практических занятиях, в процессе участия в деловых и ролевых играх, отработки своего поведения в разноплановых фрагментах урока, воспитательных мероприятиях с экономическим содержанием; изучение имеющегося опыта и собственная деятельность на педагогической практике. Нами рассмотрены различные элементы «гибкой» педагогической технологии в подготовке учителя к экономическому образованию младших школьников.

Страницы: 1 2 3 4


Информация о ообразовании:

План урока
Предмет: Материаловедение и электрорадиоматериалы Группа 636 Тема: Классификация и основные свойства а) обучающая: Познакомить учащихся с понятиями и основными свойствами проводниковых материалов, рассказать о их предназначений б) развивающая: Развить интерес к материаловедению и электрорадиоматери ...

Цели математического образования
Основными целями математического образования являются: интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для полноценной жизни в обществе; - овладение конкретными математическими знаниями, умениями и навыками, необх ...

Характеристика особенностей когнитивных процессов, участвующих в развитии творческих способностей
Развитие воображения - важное условие формирования интеллекта, творчества, вообще психического развития. Воображение выступает как одно из средств усвоения ребенком общественного опыта. Ч.П. Короленко и Г.В. Фролова в своей работе «Спасительная способность - вообразить» делят воображение на несколь ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru