Комбинированный урок на тему «рынок труда и его правовые аспекты».
1. Учитель объявляет цель занятия.
На экране: тема занятия (слайд №1)
Учитель: "Для начала, сформулируем определение рынка труда, а для этого подумаем: что же такое рынок?"
Ученики: "Это некое место (сфера) обмена денег на товар или услугу".
Учитель: "В свою очередь, рынок труда - это сфера обмена услуг труда на заработную плату". (слайд №2)
Рынок труда имеет несколько отличительных особенностей (слайд №3):
Продаются и покупаются только услуги труда, а не сами работники.
Спрос на труд - производный. Когда есть спрос на товар, появляется спрос на его производство.
Отношения продавца и покупателя, как правило, являются долговременными, в отличие от рынка товаров.
Цена услуг труда (зарплата) является наименее гибкой из всех цен в экономике.
Учитель: "Давайте уточним, кто на этом рынке является потребителем, а кто продавцом услуг труда?"
Ученики: "Потребителем услуг труда является работодатель, а продавцом - сам человек (наемный работник)".
Учитель: "Теперь рассмотрим ситуацию на рынке труда в Москве на сегодняшний день".
Каждая из групп получила небольшое задание: найти информацию, при помощи Интернет-сайтов и прессы, давайте посмотрим, что получилось.
· 1 группа, назовите 5-6 наиболее востребованных вакансий, для которых необходимы специальное образование и опыт работы.
(ответ-обсуждение)
Примеры: монтажник-высотник, милиционер, водитель категории "С" и "Д" и т.д.
· 2 группа, работу на каких должностях ищут люди, имеющие специальное образование и опыт работы?
(ответ-обсуждение)
Примеры: финансовый директор, стоматолог, психолог и т.д.
· 3 группу прошу назвать вакансии с самой высокой и, напротив, самой низкой заработной платой.
В результате беседы видно, что существует проблема соотношения вакансий и заработной платы: чем выше заработная плата, тем меньше вакансий и выше требования к соискателям.
· 4 группу мы выслушаем чуть позже, а сейчас я хочу предложить вашему вниманию данные Федеральной службы занятости и Федеральной службы государственной статистики России. (слайды № 4,5,6)
А теперь слово 4-ой группе, вопрос звучит следующим образом: на какую работу и оплату труда могут рассчитывать молодые люди, не имеющие спец. образования и опыт работы?
(ответ-обсуждение)
Примеры: курьер, торговый агент, распространитель рекламной продукции, уборщик и т.д. с зарплатой от 4000 до 8000 руб.
Вывод: молодые люди, не имеющие специального образования и опыта работы, могут рассчитывать на рабочие места с невысокой оплатой труда, но при этом с гибким графиком и возможностью временного трудоустройства.
Учитель: "Заработную плату можно обозначить, но ещё важнее её реально получить. Чтобы ваши права не были ущемлены, надо обладать минимальным набором правовых знаний. Слово учителю права".
Учитель права знакомит учащихся с Трудовым кодексом. Особое внимание обращает на ст. 63-68 о заключении трудового договора, ст. 135-140 - о заработной плате, ст. 42 - особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет.
После разбора статей целесообразно дать возможность учащимся задать дополнительные вопросы.
2. Подведение итогов занятия.
(+) – ученик активно участвовал в обсуждении темы;
(-) – ученик не ответил на заданный ему вопрос;
Информация о ообразовании:
Психические особенности развития детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст является периодом интенсивного психического развития ребенка. Особенности этого этапа проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований. Дошкольный возраст (с ...
Закономерности усвоения учебного материала
Усвоение учебного материала идет по определенным закономерностям. Выполнение учеником любых учебных заданий осуществляется на основе ранее усвоенной информации о способе решения подобных задач. Эффективность деятельности ребенка определяется степенью усвоения информации о способах деятельности и на ...
Структура личности, лежащая в основе выработки индивидуального стиля
деятельности
Уже было сказано выше, что индивидуальный стиль педагогической деятельности зависит от особенностей структуры личности педагога, ее индивидуальных свойств. К. К. Платонов выделяет четыре подструктуры личности, лежащие в основе выработки индивидуального стиля деятельности: подструктура направленност ...