Теоретические подходы к анализу природы человеческих способностей

Подробно о педагогике » Влияние личности учителя на творческие способности детей » Теоретические подходы к анализу природы человеческих способностей

Страница 2

Перед психологией остро стоит проблема выявления механизмов формирования и развития способностей. Тонкие механизмы такого процесса еще не известны. Однако некоторые сведения свидетельствую о существовании сензитивных периодов (Н.С. Лейтес). Периоды особой готовности к овладению специальными видами деятельности рано или поздно заканчиваются, и если какая-то функция не получила своего развития в благоприятный период, то впоследствии ее развитие оказывается чрезвычайно затруднено или совсем невозможно. Р. Кайл также отмечает, что для развития способностей существуют свои так называемые периоды. Так, он пишет: «критическим периодом называют отрезок времени в возрастном развитии, когда дети легко усваивают какие-то навыки или модели поведения. Очевидно, что период от рождения до примерно 12 лет является критическим для усвоения языка в целом и овладения грамматикой в частности. Если дети не усвоят язык в этот период, они никогда по- настоящему не научатся языку впоследствии». На сензитивность в определенные периоды в развитии тех или иных способностей указывает и

Ю. Гиппенрейтер. (Введение в общую психологию Гиппенрейтер) Обращаясь к работам Л.С. Выготского, мы также находим похожие мысли. Так, он пишет, что «наиболее фундаментальные функции, которые нужны сначала, которые обосновывают другие, развиваются раньше».

Итак, органическая природа задатков налицо. Однако отмечают В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев, и вне органической природы человека становление человеческой реальности невозможно. Хорошо известны многолетние эксперименты, в ходе которых младенец и детеныш обезьяны с рождения воспитывались людьми во внешне одинаковых для них условиях. При этом психическое развитие человека и обезьяньи происходило принципиально по-разному и привело к совершенно разным результатам — у них были разными исходные органические предпосылки развития.

В связи с рассмотренными выше примерами мы подошли к пониманию того, что природа индивидуальных и родовых способностей человека общая. С.Л. Рубинштейн пишет: «В ходе исторического развития у человечества вырабатываются различные специализированные способности. Все они представляются разнообразными проявлениями способности человека к самостоятельной трудовой деятельности и к освоению в процессе обучения того, что было создано человечеством в его историческом развитии».

Их единой нейрофизиологической основой являются, по А.А. Ухтомскому, функциональные органы, складывающиеся прижизненно. Способности — наиболее явно выраженные функциональные органы человека, сформированные на основе органических предпосылок, К родовым характеристикам человека относят его способность к труду, к рефлексии, к общению с помощью языка, к саморазвитию, т.е. те характеристики, которые присущи специфически человеческому образу жизни. Так, разграничивая понятия общей «одаренности» и специальных способностей С.Л. Рубинштейн (возвратимся к рассмотрению «родовой» способности человека общаться с помощью языка), отмечает следующее: «для формирования способностей нужно, чтобы соответствующие психические деятельности обобщились и, став таким образом доступными переносу с одного материала на другой, закрепились в индивиде. Качество способности, ее более или менее творческий характер существенно зависят от того, как совершается эта генерализация. Существенную роль в формировании способностей к освоению языка играет не только генерализация (и дифференциация) фонетических отношений. Не меньшее значение имеет генерализация грамматических отношений; лежащих в основе словообразования и словоизменения. Способным к овладению языком является тот, у кого легко и быстро, на основании большого числа проб, совершается генерализация отношений, лежащих в основе словообразования и словоизменения, и в результате — перенос этих отношений на другие случаи. Свойственные данному индивиду тонкость анализа и широта генерализации, легкость и быстрота, с которой эти процессы у него совершаются, образуют отправной путь, исходную предпосылку формирования его способностей — языковых, математических и т.д.». Другими словами, он проследил «путь» от задатка до общей, а затем и до специальной способности.

Из единой природы способностей и родовых характеристик человека вытекает определение структуры способностей. В состав каждой способности, делающей человека пригодным к выполнению определенной деятельности, всегда входят некоторые операции или способы действия, посредством которых эта деятельность осуществляется.

При развитии способностей в процессе деятельности существенную роль играет взаимосвязь между способностями и умениями, хотя эти понятия не тождественны. Освоение знаний и умений предполагает наличие способностей; формирование способностей к определенной деятельности предполагает освоение связанных с ней умений и знаний. Способности развиваются и совершенствуются в том, что делает человек. Таким образом, под способностью в специальном смысле слова «обычно разумеют сложное образование, комплекс психических свойств, делающих человека пригодным к определенному, исторически сложившемуся виду общественно полезной деятельности.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Анализ существующего опыта формирования у младших школьников потребностей в здоровом образе жизни
Современные условия жизни и профессиональной деятельности представляют высокие требования к состоянию здоровья, психической устойчивости, физическому развитию личности. Эффективность профессиональной творческой деятельности полностью обусловлена здоровьем человека. Поэтому идеи ценности здоровья ка ...

Технология системы воспитания военнослужащих проходящих службу по контракту
Как показало проведенное исследование, проблема постановки целей воспитания является центральной среди структурных компонентов его системы. Для различных категорий воспитателей первостепенное значение имеет вопрос о том, куда должно идти воспитание, каковы его цели и задачи? Практика показывает, чт ...

Теоретические основы развития эстетического восприятия природы на уроках интегрированного курса «Окружающий мир»
В этой главе мы рассмотрим основные теоретические подходы отечественных и зарубежных педагогов и психологов к проблеме эстетического восприятия младших школьников, раскроем понятие "эстетическое восприятие", выявим его цель, задачи, рассмотрим основные категории эстетического восприятия и ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru