Характеристика особенностей когнитивных процессов, участвующих в развитии творческих способностей

Подробно о педагогике » Влияние личности учителя на творческие способности детей » Характеристика особенностей когнитивных процессов, участвующих в развитии творческих способностей

Страница 5

Интересной особенностью творческого воображения является то, что этот процесс не похож на планомерный, непрерывный поиск нового образа. Усиление творческой продуктивности сочетается с периодами спада творческой активности.

Итак, воображение - очень необходимое составляющее познавательной активности человека. Корни активного творческого воображения лежат в детском возрасте. Его формирование и воспитание зависят от окружающей действительности, от мира вещей, от окружающих людей. Это следует учитывать, если мы говорим о целенаправленном воздействии на этот процесс. Последнее замечание о непланомерности творческой активности является очень важным моментом при рассмотрении творческого воображения. В связи с этим интересно также и то, что разные дети, разные люди по-разному воспринимают одни и те же объекты, что и содержит в себе залог создания нечто нового. Другими словами, творческий процесс несет в себе много субъективных факторов, причины которых не лежат на поверхности сознания, а, следовательно, достаточно трудны для объяснения. Все эти моменты мы рассмотрим ниже, затрагивая в контексте творческой активности особенности мышления.

Мышление — процесс отражения объективной реальности, составляющий высшую ступень человеческого познания. Мышление дает сложно опосредованное отражение действительности. Как писал А.Н. Леонтьев, разработавший деятельностную теорию мышления, «мышления не существует вне общества, вне языка, вне накопленных человечеством знаний и выработанных им способов мыслительной деятельности». Внутренняя мыслительная деятельность является производной от внешней практической деятельности, они взаимозаменяемы и в состав теоретической, мыслительной деятельности могут входить практические действия. Единицей как практической, так и теоретической деятельности мыслительной деятельности является действие, подчиненное конкретным сознательным целям. Таким образом, мышление — прижизненно формирующаяся способность к решению задач, поставленных жизнью. Задача должна быть не только понята субъектом, но и принята им, т.е. соотнесено с мотивационной сферой личности.

Мышление сформировалось в процессе деятельности, и является самой

совершенной из психических адаптаций во взаимодействиях субъекта с окружающим миром. Мышление является символом осознанного и неосознанного.

На продуктивность мыслительного процесса влияние оказывают следующие факторы: мотивация, эмоции, обеспечивающие управление поиском решения задачи. Воля, по словам Л.С. Выготского выступает «коренной предпосылкой для научного анализа». Мышление тесно связано с памятью. Ж. Пиаже пришел к выводу о том, что организация памяти изменяется в зависимости от уровня схем мышления.

Мышление не дано человеку от природы, и оно требует от него сверхчеловеческого усилия. Основными стадиями мыслительного процесса можно назвать следующие стадии:

• возникновение темы, рождение чувства необходимости начать работу;

• осознание проблемы, создается модель проблемной ситуации, происходит кристаллизация проблемы;

• мучительная работа над решением проблемы;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Информация о ообразовании:

Подготовка студентов к семинарскому занятию
Опытные преподаватели, формируя атмосферу творческой работы, ориентируют студентов на выступления оценочного характера, дискуссии, сочетая их с простым изложением подготовленных тем, заслушиванием рефератов. Преподаватель дает установку на прослушивание или акцентирует внимание студентов на оценке ...

Понятие одаренности в работах отечественных и зарубежных авторов
Исследования одаренности и творчества в детском возрасте занимают особое место в современной психологии. Существуют различные подходы и концепции. Это многообразие концепций отражает сущность природы одаренности, невозможность выработки общих эталонов развития для всех ее проявлений. Одну из концеп ...

Особенности формирования словообразования на разных возрастных этапах у детей дошкольного возраста с нормой развития и с речевыми нарушениями
Сравнительный анализ развития лексико-грамматического строя речи при нормальном и нарушенном речевом развитии представлен в работах Лалаевой Р.И., Серебряковой Н.В. Важным является мнение О.Е.Грибовой о том, что методика коррекционной работы, особенно в случае грубого недоразвития речи, должна быть ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru