Характеристика особенностей когнитивных процессов, участвующих в развитии творческих способностей

Подробно о педагогике » Влияние личности учителя на творческие способности детей » Характеристика особенностей когнитивных процессов, участвующих в развитии творческих способностей

Страница 6

• инсайт, возникновение решения;

• исполнительная стадия.

Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих становлению способности к творчеству. Одним из компонентов креативности, который однако не исчерпывает ее полностью, является способность личности к дивергентному мышлению.

Американский психолог Р. Кайл пишет следующее: «Креативность (или творчество) связывают с дивергентным мышлением, направленным не на получение единственно правильного ответа (который часто отсутствует), а на новое и нестандартное развитие мысли». Е.И. Замятин отмечает следующую особенность творческой мысли: «Мысль человека в обыкновенном состоянии работает логическим путем, путем силлогизмов. При творческой работе мысль, как и во сне, идет путем ассоциаций. В связи со словом, вещью, цветом, отвлеченным понятием, о котором идет речь в повести, романе, рассказе, у писателя возникает целый рой ассоциаций».

Согласно Е.Е. Туник, следует дифференцировать креативный продукт и креативный процесс. Продукт творческого мышления можно оценивать по двум факторам — по его оригинальности и его значению. Креативный процесс — по чувствительности к проблеме, способности к синтезу, чувству сходства и пониманию различий, способности к воссозданию недостающих деталей, дивергентности мышления (не следовать по избитому пути), беглость мысли (беглость речи) и т.д.

Имя зарубежного ученого Брунера для нас имеет значение в связи с его мнением, что некоторые люди имеют определенные способности для нового необычного кодирования информации, проявляющееся как творческое мышление. Другой американский психолог Гилфорд предложил три основных фактора творческого проявления личности — оригинальность (способность предлагать свой, необычный способ мышления), чувствительность и интеграцию. Последняя интерпретируется, как способность одновременно учитывать или объединять несколько противоположных условий, предпосылок или принципов. Гилфорд считает, что творческое мышление и решение проблем, по существу, один и тот же психологический феномен. А.В. Гончаренко приводит мнение А. Кестлера о том, что «творческий процесс не есть акт творения в ветхозаветном смысле слова. Он не создает из ничего, а раскрывает, выбирает, переставляет, комбинирует, синтезирует уже существующие и известные факты, идеи, способности, навыки. Чем более знакомы части, тем более поразительно целое».

Проблема творческого мышления глубоко интересовала Б.Г. Ананьева. Он поставил перед психологией творчества ряд вопросов, касающихся психологических особенностей творческого мышления. Так, его тезисы звучат следующим образом: «Начать исследование необходимо с изучения психологических особенностей художественного мышления. Попытка представить искусство лишь с точки зрения эмоциональной направленности неправомерна. Исследование художественного мышления должно стать орудием изучения содержания искусства. У художника должно быть такое своеобразие мышления, которое обеспечивает художественно-образное отражение действительности. Структура интеллекта — первое, с чего нужно начать изучение одаренности. Как соотносятся невербальные и вербальные характеристики интеллекта? Каков удельный вес тех и других?».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Информация о ообразовании:

Опыт применения отечественных нетрадиционных технологий в работе с аутичными детьми
Рассмотрим опыт работы по социально-педагогической адаптации детей с синдромом раннего детского аутизма с применением нетрадиционных технологий в нашей стране. Организация реабилитационной помощи аутичным детям имеет ряд отличительных особенностей, одной из которых является ориентация на развитие и ...

Теоретические основы применение наглядности
Сделать процесс обучения наглядным (следовательно и понятным) значит подвести неизвестное под известное. Глядя на яблоко, мы идентифицируем его форму (близкую к сфере), объем (в диаметре приблизительно 6-8 см), цвет (красно-зеленый), твердость (чувствуется на ощупь), то есть сложный объект разложил ...

Развитие образной памяти у детей дошкольного возраста
Вопрос о развитии памяти в онтогенезе породил в психологии большие споры. При всей кажущейся очевидности и несомненной актуальности вопроса, теоретические положения учения о развитии памяти детей, так называемого дошкольного возраста, не имеют классического однообразия. Ни по одной теме в психологи ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru