Для практического решения проблемы способностей ( в плане анализа и формирования) важно замечание В.И. Шадрикова и о том, что в реальном проявлении каждая психическая функция (процесс) не отделима от других, включает их в себя.
Различна только иерархия, она определяется тем, какая психическая функция выбрана в качестве исходной. Например, способность эстетического восприятия предмета немыслима без опоры на память, воображение и т.д.
В.И. Шадриков все эти рассуждения относит к познавательным способностям как отдельным свойствам общей отражательной способности – психики. Наряду с этим он выделяет духовные способности, которые тоже относит к сфере психики, отражения.
Духовные способности – это способности к самопознанию, самосознанию, самопереживанию, к соотнесению себя с миром, с другими людьми. Эти способности обеспечивают создание духовных творений. Духовные способности связываются не только с понятием «деятельность», но и с понятием «поведение», органично включающим в себя отношение к моральным нормам.
Очевидно, в духовных способностях проявляется личность. Они являются и результатом и условием её развития. Процесс их развития – это, по существу, процесс развития личности.
Можно отметить соотношение духовных способностей с познавательными: в духовных способностях проявляются все умственные способности в их единстве, но направленные духовными ценностями. Духовные способности проявляются в стремлении к духовному прогрессу, умственному, нравственному. Другими словами, автор формирует идею о целостном развитии всех сфер личности.
Информация о ообразовании:
Качество подготовки специалистов
Требования при приёме. Порядок приема молодежи на обучение определяется законом "Об образовании" РФ, типовым положением об учреждении НПО, Уставом ГОУ НПО ПУ № 73, внутриучилищным локальным актом "Правила приема в училище и отчисления из училища". Внутренний локальный акт приним ...
Общая характеристика контингента испытуемых
Констатирующий эксперимент проводился в ГБОУ СКОШ-И №101 I и II видов города Москвы. В констатирующем эксперименте участвовало пять учащихся 9 класса с нарушением слуха. Сводные данные о детях, участвовавших в эксперименте, представлены в таблице №1. Таблица №1 Сведения о контингенте детей, участву ...
Дидактические игры
Дидактические игры можно использовать как нетрадиционную форму обучения. Основное обучающее воздействие, принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в определенное русло. Игровая форма занятий создается на уроках п ...