В литературе существует множество определений молодежи и подходов к определению границ молодости :
- психофизиологический подход рассматривает молодость как период развития человеческой личности между «puberty» (половая зрелость) и «maturity» (полная зрелость);
- социально-психологический подход изучает молодежь как людей определенного возраста со своими биологическими и психологическими отношениями, а потому - всеми особенностями возрастного класса;
- представители конфликтологического подхода считают, что молодость - это трудный, полный стрессов и чрезвычайно важный период жизни»; «длящийся конфликт между индивидом и обществом»; «проблемная стадия в развитии человека;
- ролевой подход определяет молодость как особую поведенческую фазу в жизни людей, когда они более не играют ролей ребенка и в то же время не являются полноправными носителями ролей «взрослого»;
- субкультурный подход даёт следующее определение молодежи: это социальная группа со своим специфическим образом жизни, стилем поведения, культурными нормами и ценностями;
- стратификационный подход рассматривает молодежь как социально-демографическую группу, ограниченная возрастными рамками, имеющую специфичные социальные позиции, статус и роли;
- социализационный подход делает акцент на том, что молодость - это период социального роста, первичной социализации индивида.
Существуют и другие подходы к определению молодёжи и молодости. Её рассматривают как состояние души (интеракционистский подход), как важный этап жизненного цикла человека (аксиологический подход), как этап формирования личности (процессуальный подход), как особое мироощущение вне зависимости от реального возраста (субъективный подход) .
Такое множество и разнообразие подходов создаёт необходимость интегративного определения молодежи, которое позволяет рассматривать молодежь в единстве объективных и субъективных характеристик.
Еще в конце 1960-х гг. социологом В.Т. Лисовским было сформулировано такое обобщенное определение: «Молодежь - это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих (а в более зрелом возрасте уже усвоивших) общеобразовательные, профессиональные и культурные функции и подготавливаемых (подготовленных) обществом к усвоению и выполнению социальных ролей взрослого».
В современной отечественной социологии наиболее распространено определение, данное И. С. Коном: «Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств».
В отечественной социологии наиболее часто нижняя возрастная граница молодежи определяется между 14-20, а верхняя — между 25-29 годами.
В данной социально-демографической группе выделяются различные слои по возрасту (подростки, юношество), по полу, по видам деятельности (учащиеся: школьники и студенты, работающие), по месту жительства (городская, сельская) и др.
В. Чупровым был выделен ряд признаков, характеризующих молодежь как социальную группу:
* освоение и присвоение социальной субъектности;
* переход (на определенном этапе жизни) от свойства быть объектом социализации к свойству быть субъектом социальной деятельности;
* наличие социального статуса молодых и самоидентификации как молодых;
* распространенные в этой социальной группе тезаурусы, выражающие и отражающие её символический и предметный мир.
Молодость - это и возраст, и ступень развития личности, и определенный социальный статус в социальной структуре. Социальный статус объединяет молодого человека с членами его социальной группы, общности. Одновременно статус выступает как социальное различие между ним, его группой и другими группами, общностями.
Возрастной социальный статус молодежи охватывает наряду с социализацией и самоопределением (самоидентификацией) и другие важные характеристики :
* предписанность, предопределенность, связанная с ещё только формирующейся позицией индивидов, которые составляют молодежь;
* динамичность и перспективность, связанная с интенсивной вертикальной социальной мобильностью молодёжи, с расширяющейся возможностью приобретения различных значимых для социального статуса признаков (экономических, властных, престижных и т.д.);
* подчиненность, зависимость от других в различных сферах жизни, несамостоятельность в принятии многих решений (выбор работы, создание семьи и т.д.). Такая несамостоятельность, продолжительная материально-бытовая и психологическая зависимость от родителей, взрослых приходит в противоречие с присущими молодежи стремлениями к независимости, автономности, самостоятельности. За этим видимым противоречием (несамостоятельность статуса - стремление к самостоятельности) скрывается более глубокое противоречие, которое позволяет говорить о молодости как «проблемной стадии» в жизни человека;
Информация о ообразовании:
Особенности развития мелкой моторики старших дошкольников
Опытно-экспериментальная работа по развитию мелкой моторики детей в процессе овладения элементами художественных техник осуществлялась в ДОУ №207 в период с 2011 по 2012 учебный год на базе подготовительной к школе группе. Для подтверждения выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач исследова ...
Коммуникативные способности детей с заиканием
Под коммуникативными способностями следует понимать умение человека порождать речевое высказывание, а именно: выделять мотивы высказывания, речевая интенция (желание говорить), понимание коммуникативной задачи, умение выделять ориентиры ситуации и опознавать их, построение и реализация речевой прог ...
Роль педагога в воспитательном процессе
Воспитание – это актуализация человеческого качества в человеке, которая происходит в диалоге воспитателя и воспитанника. Цель воспитания направлена на формирование рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соотнесении с жизнью других людей. Для педагога цель, сформу ...