Роль художественной литературы в природоведческой работе с дошкольниками. Принципы отбора природоведческой литературы для детей

Подробно о педагогике » Роль художественного слова и литературы в природоведческой работе с дошкольниками » Роль художественной литературы в природоведческой работе с дошкольниками. Принципы отбора природоведческой литературы для детей

Страница 1

Начиная с раннего возраста, мы знакомим детей с окружающим их миром. Постепенно у детей формируются представления о живой и неживой природе, природоведческие понятия, они осознают зависимости, происходящие в природе. На протяжении всего раннего и дошкольного возраста педагог старается воспитать у ребят гуманное, бережное и заботливое отношение к природе, вызвать чувство любви к живому и неживому миру природы. В решении таких непростых задач помогает художественное слово и природоведческая литература.

Во-первых, природоведческая литература носит познавательных характер и способствует умственному развитию детей. Природоведческая книга дает богатый материал для воспитания познавательного интереса, наблюдательности, любознательности. Она ставит перед детьми новые вопросы, заставляет их присматриваться к окружающей природе. При знакомстве ребят с художественными произведениями природоведческого характера конкретизируются, пополняются, уточняются знания об известных детям явлениях природы и фактах из жизни животных и растений, полученных в процессе наблюдений и труда в природе.( Н. М. Павлова «Под кустом» (о гусином луке) и «Как облачко» (о подмареннике), П. Воронько «Вишенка», «Виноград», «Липка», Г. Бойко «Васильки», Р.Барадулін “Коцікі”, В. вярба “Пралеска”, М. Хведарович “Сонечны зайчык” и др. )

Белыя бярозы

Спалі на узлеску, як сваю галоўку

Узняла пралеска.

Тоненькую ножку

З-пад пярыны белай

На зямлю пралеска

Ставіла нясмела…

(В. Вярба «Пралеска»)

С помощью художественной литературы можно узнать о явлениях природы, о жизни растений и животных других климатических зон, уточнить и конкретизировать имеющиеся представления о предметах, явлениях. Природоведческая книга раскрывает детям явления неживой природы, помогает устанавливать связи и отношения, существующие в природе. Дети получают знания о новых явлениях и предметах природы, которые они не могут непосредственно наблюдать (например, о половодье, ручье, реке, об образе жизни зверей в лесу, на лугу, водоеме, и т.д.). В этом могут помочь такие произведения, как П. Прыходзька “Ручай”, Я.Брыль “Жыў-быў вожык”, У. Караткевіч “Белавежская пушча”, А. Пысін “Вяселка над плёсам”, В. Хомченко “Поклон лесу”, В.Бианки «Лесные домишки», «Лесная газета», Е. Чарушин «Сорока», К. Д. Ушинский «Орел», «Лиса-патрикеевна», М. Пришвин «Лесной доктор», «Ребята и утята» и др.

«Тук-тук-тук! В глухом лесу на сосне чёрный дятел плотничает. Лапками цепляется, хвостиком упирается, носом постукивает, − мурашей да козявок из-за коры выпугивает; кругом ствола обежит, никого не проглядит… Тук-тук-тук! Чёрный дятел стучит носом, кору долбит, длинный язык в дыры запускает; мурашей, словно рыбку, таскает.» (К.Д. Ушинский «Дятел»)

«Кого сорока увидит− стрекочет.

Что плохо лежит – она тук как тут.

Птичье гнездо приметит – яйца расклюет, птенцов нелетных съест…» (Е. Чарушин «Сорока»)

«Обманчивая погода в начале марта. Не хочет зима отступать по-хорошему. То метель закружет снежные вихри, то мороз заскрепит вроде бы от злости…» (В. Приходько «Капельные часы»)

Слово помогает углубить, осознать связи и зависимости, существующие в природе, дает возможность сформировать знания, выходящие за пределы опыта детей. С помощью художественного слова и литературы систематизируют и обобщают знания детей о природе, формируют природоведческие понятия. (В. Бианки «Приключения муравьишки», «Первая охота», «Лесная газета», «Лесные домишки», Н. Сладков «Синичий запас», Н. Павлова «Зимняя пирушка» и др.)

« … На самом краю полянки, в канаве, под опавшими листьями, под снегом, будто под толстым одеялом, спят лягушки. Спят и не знают, что тут же неподалёку, под кучей хвороста, свернувшись в клубок, заснул их злейший враг – ёжик…» (Г. Скребицкий «На лесной полянке»)

«…такая ледяная корка на снегу – крепкая, жесткая, скользкая – ее не разобьешь не слабыми лапками, ни клювом…» (В. Бианки «Гололед» из «Лесной газеты»)

На лугу растет ромашка,

Лютик едкий, клевер-кашка!

Что еще?

Гвоздика, смолка, колокольчик,

Хвощ –как елка…

(Г. Лагздынь «Что растет?»)

Использование природоведческой литературы в процессе наблюдения помогает детям правильно воспринять и понять окружающий мир природы, связать его со своим опытом. Для этого полезны короткие сообщения из «Лесной газеты» В. В. Бианки, «Сорочьих тараторок» Н. Сладкова и др.

Во-вторых, природоведческая литература развивает у ребят чувство прекрасного, формирует эстетические чувства, пробуждает любовь ко всему живому. Образное описание пор года, пышного цветения садов, разноцветия лугов, причудливых деревьев и всевозможных красок природы помогает формировать эстетическое отношение ребенка к природе, любить ее. Стихи белорусских поэтов Я. Коласа, Я.Купалы, М. Богдановича и многих других, в том числе и современных поэтов, дают представления детям о красоте белорусской природы в разные времена года, произведения русских поэтов и писателей знакомят ребят с разнообразием всего живого на земле, подчеркивают уникальность и великолепие природы.

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Занятия по рисованию нетрадиционными техниками, как средство развития творческих способностей
Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возм ...

Технологические аспекты формирования экономического мышления школьников и проблема подготовки учителей по экономике
Социально-экономическое развитие общества во многом зависит от уровня экономического образования подрастающего поколения. Оно становится неотъемлемой частью культурного облика современного человека и предпосылкой успешной деятельности практически во всех сферах и отраслях хозяйства. Результаты спец ...

Исторические аспекты развития социально-педагогической деятельности в Беларуси и России
История развития практики социальной педагогики у славянских народов (белорусов, русских) корнями уходит в глубокую древность. Уже в период родоплеменных отношений существовали традиции сострадательного отношения к больным, немощным, вдовам, детям. С принятием христианства эти традиции получили сво ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru