Возможность искусственным образом развернуть ту или иную человеческую практику внутри образовательного модуля состоит в том, чтобы развернуть все пространство этой практики. Разворачивание организационно-управленческой практики предполагает освоение и присвоение проектно-управленческой позиции старшеклассниками путем:
расширения «горизонта» – включение в рамку мировоззрения старшеклассников такого социо-культурного объекта как регион (страна, город и т.д.);
самоопределения в отношении социо-культурного объекта и оргуправленческой действительности – по мере того, как отдельные фрагменты пространства самоопределения начинают обсуждаться и становится более ясным позиционное самоопределение начинает доминировать по отношению к индивидуально-личностным стилевым моментам;
рефлексии-оформления и присвоения нового способа мышления и деятельности;
Центральное место в учебно-образовательном пространстве модуля занимают работы, выполняемые в имитационном режиме, в ходе которых можно пробовать, ошибаться, анализировать ошибки и накапливать опыт делания.
В рамках модуля сложное становящееся содержание управленческой деятельности переводится в формат, позволяющий выстраивать образовательный курс. Специально проектируется образовательные ситуации, где базовые понятия управленческой деятельности фокусируется на социальной действительности, и становится предметом обсуждения и моделирования.
Базовые образовательные технологии разворачиваемые в модуле:
Креативная задача: «Придумайте и опишите развивающийся Мир, в котором все имеет мышление и цели»;
Организационно-деятельностный практикум;
ИДИ Регион;
ИДИ «Политические выборы»;
Прожект «Молодежный институт развития Красноярского края» (МИРКК);
Прожект «Территориальное Агентство Развития» (ТАР);
Практикумы: «В какие организованности я включен?», «Что будет со мной само по себе?», «Принятие решений»;
Тренинги: «командую и подчиняюсь», «Техники переговоров»;
Case study;
Доклады.
Креативная задача: «Придумайте и опишите развивающийся Мир, в котором все имеет мышление и цели».
Креативная задача является этапом «запуска» образовательного модуля, во время которого происходит настройка участников на интенсивную интеллектуальную работу, инициируются партнерские отношения между участниками и педагогической командой. Для этого используются «ноогеновские задачи», особенность которых – многомерность и многоплановость «ответов-решений» – переводит школьников из установки «делать по заданным канонам», в установку на поиск решения в коммуникативном, понимательном и рефлексивном образовательном пространстве.
В зависимости от содержания модуля задача формулируется так, чтобы при ее решении участники выходили на обсуждение базовых смыслов и категорий.
В данном модуле задача звучит следующим образом: «Придумайте и опишите развивающийся Мир, в котором все имеет мышление и цели». Предполагается, что при решении данной задачи участники выйдут на первичное понимание управленческой деятельности и затронут проблематику управления социальными изменениями.
Краткое описание: участники школы разбиваются на группы по 10-12 человек и совместно с тьютором создают решение задачи (именно создают, поскольку задачи такого типа не имеют «правильного» и уже известного решения). Особенно хотелось бы отметить то, что для тьютора эта задача неизвестна. Поиск возможных вариантов ведется совместно с детьми и здесь важно, чтобы тьютор оставался в педагогической позиции т.е. выстраивал коммуникацию, организовывал и направлял совместную деятельность, координировал работу группы, а не «сваливался» в решение интересной задачки. Один из способов удержания позиции заключается в том, что тьюторы заранее «набрасывают» возможные направления в решении задачи, отмечают понятия, категории и смыслы, которые в ней «упакованы». Также именно тьютор помогает дооформлять и переводить все наработанное в схемы.
После групповой работы каждая команда должна представить публичный доклад – свое решение задачи. На этом этапе педагогической задачей ведущего и пед.команды в целом становится «докручивание» содержания докладов до культурной формы, т.е. нахождение в культуре человечества таких примеров, которые бы это иллюстрировали.
Организационно-деятельностный практикум
Сложность содержания управленческой деятельности и ее оторванность от повседневной жизни участников, требует создание таких условий, в которых оно могло бы быть выделено и опробовано «здесь и сейчас», и имело бы непосредственное отношение к действительности в Школе.
Информация о ообразовании:
Сущность гражданственности и пути её формирования
Модернизация российского социокультурного пространства в XXI веке отразилась на всех сферах жизнедеятельности общества. Переход к гражданскому обществу поставил перед социумом ряд вопросов, среди которых важным является воспитание гражданственности у молодёжи в условиях обновленной России. Гражданс ...
Программы дополнительного образования, наиболее востребованные детьми и
родителями
В 2007-2008 учебном году в школе функционируют 1 танцевальный коллектив, 4 студии, 5 спортивных секций, 15 клубов и 28 кружков с охватом учащихся 186%, позволяющие школьникам удовлетворить свои интересы и потребности в спорте и хореографии, в музыке и живописи, в науке и технике. План дополнительно ...
Учитель как субъект общения
Необходимо заметить, что анализ психологии личности учителя и его педагогической деятельности не может быть полным без анализа специфики педагогического общения. Ни для кого не секрет, что всякий труд предполагает общение людей. Труд преподавателя относится к числу таких, где взаимодействие - основ ...