Роль художественной литературы в природоведческой работе с дошкольниками. Принципы отбора природоведческой литературы для детей

Подробно о педагогике » Роль художественного слова и литературы в природоведческой работе с дошкольниками » Роль художественной литературы в природоведческой работе с дошкольниками. Принципы отбора природоведческой литературы для детей

Страница 2

Сонейка ты, залатое!

Колькі цёмных, сумных дзён

Мы чакалі, дарагое,

У нашых хатках ля акон

Тваіх ясных цёплых косак,

Твае ласкі і пяшчот…

(З. Верас “Сонейка грэе”)

“Вчера вечером и ночью шел теплый, липкий снежок, облепил все голые ветки моей любимой березки в саду перед крыльцом, весь белый ее ствол. А под утро ударел морозец…” (В. Бианки «Волшебная березка» из «Лесной газеты»)

«Особенно красив и печален русский лес в ранние осенние дни.

На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна раскрашенных кленов и осин…» (И. Соколов-Микитов «Русский лес»)

И, конечно же, художественная литература помогает формировать у детей бережное отношение к природе и желание заботиться о ней. ( С. Михалков «Прогулка», Г. Ладонников «Дикарь в лесу», В. Бианки «Лесная газета» − «Дотерпят ли?», «»Гололед», «Под ледяной крышей» и др.)

Мы по берегу прошли

И поляночку нашли.

Но на солнечной полянке

Тут и там – пустые банки

И. как будто нам назло,

Даже битое стекло.

(С. Михалков «Прогулка»)

Но если посмотреть с другой стороны, то любая художественная литература природоведческого характера, которая затронула маленькое сердце ребенка, способна привить ребенку любовь к природе, сформировать у него осознанно правильное отношение к ней, и дать необходимые знания. Но для того, чтобы природоведческая литература реализовала свою роль и заняла достойное место в ознакомлении дошкольников с природой, необходимо, при отборе художественных произведений природоведческого характера, опираться на следующие принципы:

· сообщаемые автором сведения о природе должны быть научными, реалистичными;

· связи и закономерности природы раскрыты в доступной детям степени;

· произведение должно быть занимательным (интересная фабула, четкая сюжетная линия);

· оно должно быть эмоциональным, насыщенным поэтическими оборотами, выразительными средствами;

· гуманизма.

Научность и реалистичность дают возможность дать детям точные знания, которые с каждым годом будут углубляться, что позволит должным образом подготовить детей к обучению в школе. Так как детям не интересны сухие научные тексты, то подчеркивается необходимость принципов единства содержания и художественной формы, занимательности и эмоциональности. Если ребенку интересно художественное произведение, то он более внимательно будет слушать его, у него возникнет желание услышать его еще раз, а из этого следует, что знания, которые педагог хотел передать ребенку через чтение данного произведения, усвоятся намного быстрее и останутся в памяти надолго.

Принцип гуманизма основан на выборе литературы, воспитывающей гуманное отношение ко всему живому. Этот принцип неотъемлем при выборе художественных произведений природоведческого характера для чтения детям раннего и дошкольного возраста. Так как в дошкольном возрасте закладываются основы отношения ребенка с окружающим миром и вся работа по ознакомлению детей с окружающим, в том числе и с природой, должна быть направлена на воспитание гуманного, бережного отношения ко всему живому.

На основе всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что использование в работе с детьми природоведческой литературы играет огромную роль в формировании у детей представлений о живой и неживой природе, природоведческих понятий, зависимостей, в воспитании бережного, заботливого и бережного отношения к ней, при условии соблюдения принципов отбора художественных произведений.

Страницы: 1 2 


Информация о ообразовании:

Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента
Все результаты апробированных на старших дошкольниках трех методик, мы ввели в одну таблицу, на которой представлен и общий уровень развития образной памяти у детей. Уровни развития образной памяти на констатирующем этапе эксперимента дети дошкольный образный память Таблица №1. № Имя ребёнка Уровни ...

Формы методы и приемы принципа толерантности, применяемые в социально-педагогической деятельности
Осваивая любую профессиональную деятельность, будущий специалист, прежде всего, знакомится с тем видом деятельности, которым ему предстоит заниматься в дальнейшем. Так, чтобы стать учителем физики, необходимо изучить законы физики, знать, что доступно для усвоения учащимися, какие знания могут изуч ...

Методика "Изучение уровня развития произвольной образной памяти"
Целью методики является определение уровня развития, объёма и особенностей произвольной зрительной образной памяти. В качестве стимульного материала для методики "Изучение уровня развития произвольной образной памяти" выступет визуальный материал: восемь карточек размером 5х6 см с изображ ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru