Сущность гражданственности и пути её формирования

Страница 1

Модернизация российского социокультурного пространства в XXI веке отразилась на всех сферах жизнедеятельности общества. Переход к гражданскому обществу поставил перед социумом ряд вопросов, среди которых важным является воспитание гражданственности у молодёжи в условиях обновленной России.

Гражданское общество философский словарь трактует как "понятие, обозначающее совокупность неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, нравственных, религиозных, национальных и т.д. Гражданское общество – сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации деятельности этих граждан и организаций со стороны государственной власти» .

Современная Россия по своему типу является переходным государством, несущим на себе отпечаток черт советской государственности, таких, как стремление контролировать различные стороны жизни общества, выступать в роли главного распределителя средств, номенклатурный принцип подбора руководящих кадров и т.д. Названные черты способствуют формированию у человека психологии "пешки", то есть глобального ощущения своей зависимости от государства. Это объясняет, почему у многих людей в нашей стране до сих пор очень сильны надежды на помощь государства.

Отношения между государством и обществом у нас до сих пор развиваются на основе мнимого конституционализма, который является следствием несформированности устойчивых групп интересов граждан, а также неспособности или нежелания правящей элиты к самоограничению и поощрению самодеятельности граждан.

Невключенность большинства населения в активную экономическую деятельность, инфляция, обременяющая налоговая политика и другие негативные моменты не способствуют становлению зрелого гражданина, поскольку человек в таких условиях теряет социальные ориентиры. В результате люди не осознают своих целей и делают то, что диктует власть.

Формированию гражданского общества препятствуют просчёты власти в первые годы реформ, которые привели к падению уровня жизни большей части населения и вызвали у людей негативное отношение к таким ценностям гражданского общества, как частная собственность, конкуренция, рынок.

Национальные конфликты, отсутствие толерантности в обществе также затрудняют процесс становления гражданского общества в нашей стране.

На пути формирования гражданского общества в нашем государстве существуют и другие трудности. Однако в деятельности государства появились и укрепляются демократические начала: свободные выборы как способ формирования государственной власти, политический плюрализм, разделение властей, следование Конституции и т.д. Передав большую долю прежней государственной собственности в руки граждан, государство способствует формированию гражданского общества, становлению социальных интересов различных групп населения.

Государство должно являться инициатором и гарантом процесса формирования гражданского общества, создавая предпосылки для самореализации индивидов и групп, но еще большую роль играет в этом процессе сам зрелый гражданин с развитым самосознанием, возникающим из индивидуальных начал личности.

По утверждению выдающегося психолога гуманистического направления К. Роджерса, все человечество обладает естественной тенденцией двигаться в направлении независимости, социальной ответственности, креативности и зрелости, а все люди имеют фактически неограниченный потенциал для самосовершенствования. Развивать перечисленные качества может сама личность как в условиях стихийного воздействия внешних факторов и обстоятельств, так и в условиях целенаправленного влияния воспитания.

Жители правового государства, гражданского общества, к которому мы стремимся, – граждане, для которых слово "гражданственность" представляет особую ценность.

Гражданственность — это «комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся в отношениях и деятельности человека при выполнении им основных социально-ролевых функций». К основным элементам гражданственности относятся нравственная и правовая культура, позволяющие человеку выполнять свои обязанности по отношению к своему государству и уважительно относиться к другим гражданам.

Гражданственность, на психологическом уровне представляет собой единство установок и действий субъекта, определенным образом структурированное содержание знаний о социуме, мире и себе, реализуемое только в ситуациях принципиального выбора . Формируя гражданственность, человек решает для себя проблемы: доверия - недоверия, свободы и ответственности, личного и общественного, желаемого и должного, активности – пассивности.

На эмоциональном уровне гражданственность предстает как переживание чувства принадлежности к “Мы”, и в этом смысле может рассматриваться «как некое "массовидное" чувство, которое формирует у индивида уверенность и защищенность даже в условиях нестабильности и неопределенности. Именно в этом смысле, оно может выполнять функцию социальной защиты, придавая человеку силу, значительность и стабильность» .

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Роль изобразительной деятельности в общем психическом развитии ребенка
По мнению В.Штерна, рисунок ребенка – отнюдь не изображение конкретного воспринимаемого предмета, а изображение того, что он знает о нем. Детское искусство, считают психологи Лейпцигской школы комплексных переживаний, носит экспрессивный характер – ребенок изображает не то, что он видит, а то, что ...

Современный учитель в современной школе
Профессия учителя – одна из важнейших в современном мире. От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Сейчас много говорят о компетентности учителя, о его профессионализме, индивидуальном стиле работы, об имидже учителя, о том, что учитель должен быть оптимистом и т.д. Попробуем нарисов ...

Структура личности, лежащая в основе выработки индивидуального стиля деятельности
Уже было сказано выше, что индивидуальный стиль педагогической деятельности зависит от особенностей структуры личности педагога, ее индивидуальных свойств. К. К. Платонов выделяет четыре подструктуры личности, лежащие в основе выработки индивидуального стиля деятельности: подструктура направленност ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru