Сущность гражданственности и пути её формирования

Страница 1

Модернизация российского социокультурного пространства в XXI веке отразилась на всех сферах жизнедеятельности общества. Переход к гражданскому обществу поставил перед социумом ряд вопросов, среди которых важным является воспитание гражданственности у молодёжи в условиях обновленной России.

Гражданское общество философский словарь трактует как "понятие, обозначающее совокупность неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, нравственных, религиозных, национальных и т.д. Гражданское общество – сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации деятельности этих граждан и организаций со стороны государственной власти» .

Современная Россия по своему типу является переходным государством, несущим на себе отпечаток черт советской государственности, таких, как стремление контролировать различные стороны жизни общества, выступать в роли главного распределителя средств, номенклатурный принцип подбора руководящих кадров и т.д. Названные черты способствуют формированию у человека психологии "пешки", то есть глобального ощущения своей зависимости от государства. Это объясняет, почему у многих людей в нашей стране до сих пор очень сильны надежды на помощь государства.

Отношения между государством и обществом у нас до сих пор развиваются на основе мнимого конституционализма, который является следствием несформированности устойчивых групп интересов граждан, а также неспособности или нежелания правящей элиты к самоограничению и поощрению самодеятельности граждан.

Невключенность большинства населения в активную экономическую деятельность, инфляция, обременяющая налоговая политика и другие негативные моменты не способствуют становлению зрелого гражданина, поскольку человек в таких условиях теряет социальные ориентиры. В результате люди не осознают своих целей и делают то, что диктует власть.

Формированию гражданского общества препятствуют просчёты власти в первые годы реформ, которые привели к падению уровня жизни большей части населения и вызвали у людей негативное отношение к таким ценностям гражданского общества, как частная собственность, конкуренция, рынок.

Национальные конфликты, отсутствие толерантности в обществе также затрудняют процесс становления гражданского общества в нашей стране.

На пути формирования гражданского общества в нашем государстве существуют и другие трудности. Однако в деятельности государства появились и укрепляются демократические начала: свободные выборы как способ формирования государственной власти, политический плюрализм, разделение властей, следование Конституции и т.д. Передав большую долю прежней государственной собственности в руки граждан, государство способствует формированию гражданского общества, становлению социальных интересов различных групп населения.

Государство должно являться инициатором и гарантом процесса формирования гражданского общества, создавая предпосылки для самореализации индивидов и групп, но еще большую роль играет в этом процессе сам зрелый гражданин с развитым самосознанием, возникающим из индивидуальных начал личности.

По утверждению выдающегося психолога гуманистического направления К. Роджерса, все человечество обладает естественной тенденцией двигаться в направлении независимости, социальной ответственности, креативности и зрелости, а все люди имеют фактически неограниченный потенциал для самосовершенствования. Развивать перечисленные качества может сама личность как в условиях стихийного воздействия внешних факторов и обстоятельств, так и в условиях целенаправленного влияния воспитания.

Жители правового государства, гражданского общества, к которому мы стремимся, – граждане, для которых слово "гражданственность" представляет особую ценность.

Гражданственность — это «комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся в отношениях и деятельности человека при выполнении им основных социально-ролевых функций». К основным элементам гражданственности относятся нравственная и правовая культура, позволяющие человеку выполнять свои обязанности по отношению к своему государству и уважительно относиться к другим гражданам.

Гражданственность, на психологическом уровне представляет собой единство установок и действий субъекта, определенным образом структурированное содержание знаний о социуме, мире и себе, реализуемое только в ситуациях принципиального выбора . Формируя гражданственность, человек решает для себя проблемы: доверия - недоверия, свободы и ответственности, личного и общественного, желаемого и должного, активности – пассивности.

На эмоциональном уровне гражданственность предстает как переживание чувства принадлежности к “Мы”, и в этом смысле может рассматриваться «как некое "массовидное" чувство, которое формирует у индивида уверенность и защищенность даже в условиях нестабильности и неопределенности. Именно в этом смысле, оно может выполнять функцию социальной защиты, придавая человеку силу, значительность и стабильность» .

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Разрыв между уровнем математических знаний выпускников вузов и потребностями современной науки и технологии
Основные причины углубления разрыва между уровнем математической подготовки выпускников вузов и потребностями современной науки и технологии, на наш взгляд, состоят в следующем. Содержание вузовского курса математики архаично и не вмещает достижения науки в XX веке. Многие важные разделы современно ...

Формы интерактивного обучения
1) Работа в парах 2) Ротационные (сменные) тройки 3) Карусель 4) Работа в малых группах 5) Аквариум 6) Незаконченное предложение 7) Мозговой штурм 8) Броуновское движение 9) Дерево решений 10) Суд от своего имени 11) Гражданские слушания 12) Ролевая (деловая) игра 13) Метод пресс 14) Займи позицию ...

Исследования читательских интересов подростков
В культурной жизни страны произошли изменения, обусловившие резкое повышение интереса к отечественной истории, истокам национальной культуры, утраченным традициям. Эти изменения существенно повлияли и на работу библиотек. Утверждения о «кризисе детского чтения» далеко не случайны и имеют под собой ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru