Сущность гражданственности и пути её формирования

Страница 2

В качестве психологических механизмов формирования гражданственности выступают механизмы консолидации и ассимиляции, традиционно обслуживающие и регулирующие решение задач на уровнях "Я" и "Мы", "Я" и "Другие". К ним относятся заражение, внушение, убеждение, подражание. Общество, как любая социальная группа, осуществляет психологическое давление на личность с целью формирования у нее социально-значимых качеств, благодаря которым осуществляется сохранение цельности социума: его структуры, организации и функционирования. И в этом смысле, гражданственность «достаточно формализованное качество личности, достигаемое за счет системы воспитания, обучения и образования, существования различного рода стандартов» .

Формирование гражданственности является одной из сторон процесса социализации – включения индивида в общество через усвоение опыта предыдущих поколений, моделей гражданского сознания и поведения, закрепленных в культуре .

Именно процесс социализации неизбежно включает личность в широкий поток разнообразных внешних влияний. Полученные в этом потоке обыденные политические и гражданские знания должны с помощью воспитания наполниться личностным смыслом, стать субъектным основанием гражданской активности

Гражданское воспитание - формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку осуществлять себя юридически, нравственно и политически дееспособным. Основная его цель - воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, потребности в деятельности на благо общества. Гражданское воспитание тесно связано с нравственным, патриотическим и правовым воспитанием. Одним из основоположников идей гражданского воспитания в начале ХХ в. стал немецкий педагог Г. Кершенштейнер, который называл главной его задачей "приучение молодёжи служить общине". Многие отечественные педагоги также выделяли в системе воспитания гражданское воспитание, но определяли его задачи различным образом. Например, К.Д. Ушинский считал, что нравственную основу личности гражданина составляют чувства национального самосознания человека, его любви к Родине. П.П. Блонский рассматривал гражданское воспитание как политическое, а формирование человеческих качеств относил к нравственному воспитанию .

Воспитание гражданственности личности в значительной степени определяется объективным состоянием государства, уровнем развития демократии и гуманности в обществе, востребованностью гражданских качеств его членов. В свою очередь, уровень развития общества во многом зависит от позиции каждого человека.

Важнейшее направление гражданского воспитания - формирование опыта гражданского действия, позволяющего человеку практически реализовывать свои возможности в обществе. Гражданский опыт приобретается молодёжью в семье, учебных заведениях, в неформальных коллективах, детских общественных организациях и т.п. Утрата или ослабление подлинной гражданственности, подмена её лозунгами и вульгарным политизированным воспитанием приводят либо к воспитанию карьеристов, либо к отчуждению молодёжи от общества, к попыткам найти понимание в асоциальных и антисоциальных неформальных группах. Нельзя воспитать гражданина, постоянно предъявляя к ребёнку гражданские требования. Гражданская ответственность формируется, когда человек осознаёт реальные проблемы своей страны и начинает защищать её интересы. В современных условиях важным гражданским качеством становится способность к самоопределению, благодаря которому человек сможет разумно существовать в условиях выбора, т.е. в условиях свободы и ответственности.

Таким образом,высшее призвание человека состоит в том, чтобы стать гражданином. Это означает быть способным разрешать острые противоречия, возникающие в жизни, быть причастным к судьбе своего народа. Это возможно только при создании комплекса структур, факторов, условий саморазвития личности на макро- и микро-уровнях. В качестве таковых выступают государство, политические и социальные институты, армия, средства массовой коммуникации и пропаганды, сам образ жизни, уровень развития общественного сознания, персонифицированные носители общественного влияния.

Страницы: 1 2 


Информация о ообразовании:

Организация и проведение экспериментального исследования
экономический школьник мышление педагогический Анализ проблем преподавания экономики в общеобразовательной школе позволяет сформулировать основные проблемы в преподавании этой науки. Во-первых, экономическое образование у нас должно строиться на принципе опережения. Процесс становления рыночной эко ...

Основные направления в решении задач социально-педагогической адаптации детей с синдромом раннего детского аутизма в отечественной практике
В настоящее время в России испытывается острый недостаток практических разработок по социально-бытовой реабилитации, которые позволили бы детям с синдромом раннего детского аутизма адаптироваться в повседневной жизни. Из отечественных подходов к коррекции аутизма наиболее известна предложенная К.С. ...

Анализ специальной литературы по проблеме исследования
Для обозначения нарушений письма используется понятие «дисграфия». Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru