Сущность социально-педагогического сопровождения детей раннего возраста

Подробно о педагогике » Социально-педагогическое сопровождение адаптации детей к условиям детского сада » Сущность социально-педагогического сопровождения детей раннего возраста

Страница 1

Социально-педагогическое сопровождение всегда персонально и направлено на конкретного ребенка, даже если педагог работает с группой.

Именно сопровождение, включающее в себя помощь и поддержку, предполагает не решение проблемы за ребенка, а стимулирование его самостоятельности в решении его проблемы.

Субъектами социально-педагогического сопровождения детей являются:

•родители и родственники;

•профессионалы, которые осуществляют его целенаправленно в рамках реализации своих профессиональных функций (социальные педагоги, психологи, воспитатели, музыкальные работники, работники социально-педагогических центров и др.)

Функция социально-педагогического сопровождения, отражая цель данного процесса и его специфику, определяет содержание педагогических действий.

Необходимо выделить две группы функций социально-педагогического сопровождения.

Первая группа - целевые функции, отражающие содержание педагогических задач, решаемых субъектами социально-педагогического сопровождения.

Вторая группа - инструментальные функции, отражающие технологию социально-педагогического сопровождения.

Несомненно, что в совокупности все целевые функции социально-педагогического сопровождения реализуют цель развития личности и индивидуальности человека. Поэтому первой и важнейшей является развивающая функция, реализация которой предполагает оказание целенаправленного влияния на социальное развитие человека. Субъекты социально-педагогического сопровождения, реализуя цели данного процесса, призваны заботиться, прежде всего, о развитии личности и индивидуальности. В этом смысле развивающая функция является основной, так как соответствует смыслу любой гуманистически направленной педагогической деятельности.

Реализацией развивающей функции является создание педагогами ситуаций развития, которые способствуют появлению новообразований в его личностных качествах и раскрытию его потенциалов, отражающих его индивидуальность.

Тесно связана с развивающей функцией функция педагогической поддержки.

Педагогическая поддержка - это процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (О.С. Газман).

Необходимо поддержать человека в поиске решения возникшей у него личностной проблемы, а не решать ее за него. Реализация функции педагогической поддержки предполагает опору на наличные силы и потенциальные возможности ребенка и веру педагога в эти возможности.

В процессе реализации данной функции субъекты социально-педагогического сопровождения выявляют личностную проблему молодого человека, осуществляют совместно с ним поиск вариантов ее решения и анализ последствий этого решения на основе имеющегося у человека социального опыта.

Реализация функции педагогической поддержки пересекается с функцией социально-педагогической помощи.

По определению М.И.Рожкова под социально-педагогической помощью подразумевается реальное содействие человеку в преодолении возникающих у него трудностей. Это могут трудности в разрешении конфликтной ситуации со сверстниками и взрослыми, затруднения при выполнении ребенком возлагаемых на него обязанностей, трудности достижения цели и т.п.

Реализация данной функции предполагает выявление потребности ребенка в социально-педагогической помощи, определение меры этой помощи (степени вмешательства), оказания помощи, как через действия ребенка, так и через действия взрослых.

Помощь может быть предложена (именно предложена, а не навязана) в различных формах: консультации, привлечения определенных лиц для оказания помощи детям, совместной деятельности с ребенком.

Следующей функцией социально-педагогического сопровождения является фасилитация (облегчение) адаптации ребенка к новым для него жизненным ситуациям. У ребенка чаще всего возникают трудности в тех ситуациях, которые являются для него новыми, например, переезд в другой город, приход в семью нового человека, участие в неизвестном ранее событии и т.п. Эта функция социально-педагогического сопровождения способствует адекватному социальному выбору ребенка своей позиции в новых, ранее неизвестных ему условиях.

Страницы: 1 2 3 4


Информация о ообразовании:

Практический опыт работы в Детском саду №48 «Золотая рыбка»
Детский сад № 48 «Золотая рыбка» Но­рильска является дошкольным учреждени­ем санаторного типа для детей с первич­ной туберкулезной интоксикацией. Усилия всех сотрудников ДОУ направлены прежде всего на проведение лечебно-профилакти­ческих мероприятий, цель которых - пре­дупреждение развития локально ...

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами
С целью изучения механизмов формирования и развития детских способностей в живописи исследовательская работа была проведена на базе ДОУ № 16 «Колокольчик» пос. Иноземцево в подготовительной группе. На первый взгляд в этой группе способных детей нет, они проявляют интерес и активность, но эпизодичес ...

Сохранение здоровья детей дошкольного возраста в условиях физического воспитания
Сохранение здоровья детей дошкольного возраста можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно- полезным трудом. Потребность в сохранении здоровь ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru