При разработке методики формирующего эксперимента учитывалось, что для полноценного развития координации движения руки должны быть интегрированы вместе различные факторы, влияющие на данный вид моторики. Кроме того, мы ставили целью общее развитие детей, поэтому большое внимание изначально уделялось выборке теоретического, а также музыкального, изобразительного и видео материалов, сопутствующих обучению.
На формирующем этапе были поставлены следующие задачи:
Сформировать представление детей о восточной культуре на примере Японии;
Организовать деятельность детей по изготовлению японских кукол и поделок для «сада камней» и вовлечь их в групповую форму работы;
Способствовать развитию мелкой моторики и формированию творческих способностей.
Для осуществления данного этапа работы из детей была отобрана экспериментальная группа, с которой проводилась работа, согласно поставленным задачам.
Экспериментальная группа состояла из 10 детей (соотношение уровней развития мелкой моторики в экспериментальной и контрольной группах примерно одинаково).
Для реализации поставленных задач было разработано содержание следующих циклов работы с детьми:
Изготовление куклы Дарума;
Изготовление деталей сада камней:
- колодец
- мостик
- скамья
- заборы
- дорожки
- деревья
- ручей
Групповая деятельность по составлению композиции сада.
Цикл по изготовлению куклы Дарума.
Данный цикл основан на поэтапном самостоятельном изготовлении детьми традиционной японской куклы с использованием различных техник творческой деятельности. Каждое занятие цикла сопровождается кратким рассказом-беседой с детьми, нацеленным на обогащение их жизненного опыта (далее эта задача упоминаться не будет), где педагог описывает, какое место данная кукла занимает в культуре страны, раскрывает связь с другими культурами, в том числе и российской, рассказывает о суевериях связанных с загадыванием желания и т.д.
Занятие 1.
Задачи: 1. Дать детям понятие о кукле дарума;
2. Познакомить детей с техникой папье-маше;
3. Изготовить болванку для будущей куклы;
Материалы: воздушный шарик (на каждого ребенка), бумага, клейстер, резервуары для воды, клейстера и бумаги, клеенки.
Техника: для изготовления болванки куклы педагогу необходимо надуть шарик для каждого ребенка и обозначить снизу границы, таким образом, чтобы куклу можно было поставить. При этом не следует сильно надувать шарик, практика показывает, что дети просто не успевают за данное им время оклеить всю поверхность в несколько слоев бумаги.
Приготовление клейстера: насыпать крахмал в эмалированную или алюминиевую посуду, налить туда немного холодной воды, постепенно перемешивая до образования густой массы. Затем в образовавшуюся массу нужно влить кипяток, непрерывно помешивая, примерно на одну часть крахмала 8 – 10 частей воды. После того, как клейстер настоится, в него можно подлить еще немного кипятку, чтобы получился не слишком густой, а затем процедить.
Дети сами рвут бумагу на кусочки, но надо учитывать, что бумага может быть любого качества при изготовлении первых двух слоев, тогда как третий слой должен быть склеен из белой бумаги хорошего качества.
После того, как дети нанесли 3 слоя бумаги на шарик, его оставляют сушиться примерно на сутки.
Из всех этапов изготовления, первый является и самым трудоемким, не все дети уложились во времени. Несмотря на то, что ребята уже были знакомы с техникой папье-маше, многие не уловили суть действия, просто приклеивая бумажки без какого-либо порядка. Таким образом, несколько болванок нам пришлось доделывать самостоятельно.
Информация о ообразовании:
Психолого-педагогическое обоснование сущности познавательного процесса
Одним из самых значительных областей общего феномена “интерес” выступает познавательный интерес, который имеет особое значение в школьном возрасте. Так как именно в школе основной деятельностью становится познавательная, направленная на изучение системы знаний в различных научных областях. Интерес, ...
Формы воспитания детей оставшихся без попечения родителей
Существуют различные формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей: 1. Возвращение детей в семью к биологическим родителям и к родственникам. Это возможно, когда родители осознали, насколько семья важна для ребёнка; когда родители имеют необходимую материально финансовую базу и в том с ...
Категория слабослышащих детей
Нормальный слух – условие общения посредством речи, фактор формирования речи, развития мышления и общего психического развития. На общее развитие ребенка с нарушением слуха оказывают влияние следующие факторы: Состояние слуха. Уровень развития речи, индивидуальные особенности. Специально организова ...