Основные направления в формировании личности у подростков

Подробно о педагогике » Военно-патриотическое воспитание подростков » Основные направления в формировании личности у подростков

Страница 1

Педагогика является относительно молодой наукой, но истоки ее, начала педагогических знаний, уходят в глубокое прошлое. Слово педагогика в переводе с греческого означает детоводство. Педагогами в древней Греции называли рабов, сопровождавших детей рабовладельцев в школу. В дальнейшем значение этого термина было переосмыслено — так стали называть лиц, занимающихся воспитанием детей и имеющих для этого специальную подготовку.

Таким образом, педагогика возникла как наука о воспитании подрастающих поколений. Такое представление о педагогике стало традиционным и сохранялось очень долго. Однако человеческое общество, постоянно развиваясь, предъявляло все новые требования к воспитанию и образованию людей, расширялись границы воспитания, возникала необходимость в специальных учебных заведениях для образования и целенаправленного воспитания взрослых людей.

Первые умения, которыми человек овладел в процессе труда, передавались потомству. По мере усложнения трудовой деятельности, накопления трудового опыта, а потом и знаний об окружающей жизни изменяется и само воспитание.

По мере совершенствования воспитания, особенно с возникновением школы, воспитательная деятельность становится особым видом профессиональной деятельности. Возникает особая профессия — педагог.

Зачатки педагогических знаний начинают формироваться вместе с возникновением воспитания и постепенно развиваются, совершенствуются. Они обобщаются и существуют в виде житейских правил, пословиц и поговорок. Многие из них сохранились до настоящего времени, передаются из поколения в поколение и составляют сокровищницу народной педагогики.

Предметом педагогики является изучение закономерности воспитания человека. Для того чтобы полнее и глубже определить предмет педагогики различают воспитание как объективное общественное явление и воспитание как специально организованную воспитательную работу, направленную на развитие человека.

Она изучает цели, содержание, средства и методы воспитательной деятельности, характер тех изменений, которые претерпевает человек в ходе воспитания. В ходе воспитания происходит передача общественно-исторического опыта старших младшим. Важнейшей задачей воспитателя является формирование нового человека, строителя общества.

Личностью принято считать конкретного человека, члена данного общества. Чтобы стать личностью, человек должен достичь определенного уровня психического развития и быть в состоянии воспринимать себя как единое целое, отличное от других людей *.

Личность характеризуется наличием определенных взглядов и отношений, собственных моральных требований, уровнем активности и рядом других важных свойств, которые складываются не сразу, Становление личности и ее совершенствование в ходе жизни, а также в результате развития и воспитания принято называть формированием.

Формирование свойств личности начинается с детского возраста и особенно интенсивно протекает в подростковом и юношеском возрасте, достигая своей относительной завершенности во взрослом состоянии. Дальнейшее совершенствование свойств личности продолжается на протяжении всей жизни. В развитии и совершенствовании личности большое значение принадлежит воспитанию.

Развитие личности — это прежде всего процесс ее духовного роста, совершенствования, качественного изменения во всех значимых для личности сферах: в деятельности, в отражении окружающей действительности, в отношении к окружающим явлениям, к людям, в познавательных процессах.

Развитие и совершенствование личности, особенно в детские и юношеские годы, происходит главным образом под влиянием воспитания. Но степень и характер воздействия воспитания во многом зависят от того, насколько воспитание учитывает закономерности развития. Таким образом, между воспитанием и развитием существует двусторонняя связь. Поэтому важно глубже рассмотреть закономерности развития личности.

В современном обществе проявляется большой интерес к изучению личности. Однако подход к пониманию природы личности, условий ее развития и формирования в современной науке далеко не одинаков.

« .Действительное духовное богатство индивида,— писали К. Маркс и Ф. Энгельс,— всецело зависит от богатства его действительных отношений .» .

Человек постоянно познает природу, открывает в ней все новые и новые законы и заставляет природу служить себе. История развития общества — это непрерывный процесс развития и совершенствования трудовой деятельности, в которой развивается и совершенствуется сам человек. Он все больше узнает об окружающем мире, приобретает новые умения и навыки, у него возникают новые интересы и потребности.

Воспитание открывает перед человеком широкий круг знаний, знакомит его в определенной системе с окружающей жизнью. Оно обеспечивает образование в мозге человека огромного количества нервных связей и приводит к совершенствованию всей психической деятельности. В подростковом возрасте усиливается интерес учащихся к своей личности, а с ним и возможности самовоспитания. В юношеские годы интенсивно формируются собственные взгляды, стремления, идеалы. Они определяют поведение человека. Помочь школьникам правильно определить цели в жизни, направить их стремления, выработать принципы поведения соответствующие нормам морали, - важная задача воспитания.

Страницы: 1 2 3 4 5


Информация о ообразовании:

Этапы развития художественно-творческих способностей
Независимо от того, какие способности есть у ребенка и когда они проявляются, можно выделить четыре основных этапа, которые будет проходить ребенок на пути от способностей к таланту. 1. Первый этап - игровой. На этом этапе внимательные родители играют роль и учителей, и наставников, и великодушных ...

Использование в работе с дошкольниками произведений белорусских поэтов и писателей
природоведческий дошкольник литература художественный Большинство стихов белорусских поэтов посвящены родной природе, именно поэтому они позволяют воспитать у ребенка любовь к родной природе, воспринимать окружающую красоту, способствовать ее сохранению и приумножению. Многие из стихов носят познав ...

Формы семинарского занятия
Выбор формы семинарского занятия зависит от ряда факторов: от содержания темы и характера рекомендуемых по ней источников и пособий, в том числе и от их объема; от уровня подготовленности, организованности и работоспособности данной семинарской группы, ее специализации и профессиональной направленн ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru