Психофизиологическая основа письменной речи

Страница 3

Однако прежде чем рассмотреть выделенные на основе совместной работы нейропсихологов, логопедов и педагогов виды трудностей письма, нам необходимо остановиться на строении функции письма с точки зрения нейропсихологии. Т. В. Ахутина (2001) выделяет следующие компоненты письма, относящиеся к трем различным блокам мозга.

Приступая к письму, ребенок не должен быть вялым, сонным, легко истощаемым или гипервозбужденным (функция I блока). Услышав и восприняв предложение, он будет анализировать слова, выделяя фонемы и артикулемы и актуализируя соответствующие буквы (левополушарная стратегия). Однако написание слова «мама» он может вспомнить целиком без звуко-буквенного анализа (правополушарная стратегия). Переработав информацию (функции II блока), он может приступать к записи предложения. Моторный акт письма осуществляется при взаимодействии кинетических и кинестетических звеньев под контролем зрительных и зрительно-пространственных функций. Весь в целом акт письма зависит от способности программирования произвольного действия, от возможности поддержать стойкую программу и «дирижировать» сложным функциональным ансамблем (функции передних отделов III блока). Такая развернутая функциональная система с участием большого числа корковых зон и связанных с ними нижележащих отделов характерна на первом этапе систематического обучения письму. Затем в ходе овладения навыком письма его строение меняется, часть операций автоматизируется, многие технические моменты уходят из-под сознательного контроля. Каждый из перечисленных в таблице компонентов может вызывать трудности письма, выступая относительно изолированно или сочетанно. Значительно осложнять процесс письма может также несформированность механизмов, отвечающих за состояние «фона» двигательной активности, тонус мышц, поддержание позы, координацию движений.

Структурно-функциональное строение письма

I блок

1.Поддержание оптимального уровня бодрствования при письме

II блок

2.Переработка слуховой информации - восприятие слов, продиктованных учителем, опознание лексем (переход от звуковых образов слов к их значениям), удержание слов в слухо-речевой памяти, фонематический анализ.

3.Переработка кинестетической информации - проговаривание диктуемых слов с целью уточнения звукового состава слова - дифференциации артикулем; позднее в акте письма - обеспечение двигательной обратной связи, сопоставление движений с набором двигательных признаков буквы (дифференциация графем).

4.Переработка зрительной информации - актуализация зрительных образов букв (аналитическая звуко-буквенная левополушарная стратегия) и зрительных образов целых слов (холистическая, целостная правополушарная стратегия).

5.Переработка зрительно-пространственной информации - актуализация зрительно-пространственных образов букв и слов, ориентация на листе бумаги, нахождение начала рабочей строки, зрительно-моторная координация движений для сохранения размера и наклона букв (холистическая, целостная правополушарная стратегия с участием аналитической левополушарной стратегии).

III блок

6.Серийная организация движений - моторное (кинетическое) программирование графических движений

Страницы: 1 2 3 4


Информация о ообразовании:

Новые подходы в сфере управления: управление социальными изменениями
В последнее время в обсуждение управленческой деятельности стало включать в себя обсуждения «политической деятельности» как особой сферы, в которой формируются условия и задаются границы и рамки для управленческой деятельности. Как отмечает Г.П. Щедровицкий, политика является механизмом запуска и р ...

Роль фонематического восприятия и значимость речевых кинестезий в формировании письменной речи
А.Н. Корнев указывает на то, что необходимой предпосылкой навыка символизации, т.е. буквенного обозначения фонем, является достаточная зрелость фонематического восприятия . Известно, что в русской орфографии выделяются следующие основные принципы правописания: фонетический (фонематический), морфоло ...

Проблема подлинного субъектного понимания
Т.В. Барлас адресовала свою книгу студентам, где описывает практические занятия по работе с художественными текстами. «Соотнесение художественных текстов с понятиями и концепциями психологии — полезное упражнение для тех, кто стремится использовать эти понятия и концепции для анализа жизненных ситу ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru