Парамонова Л.Г. считает, что данный вид дисграфии проявляется в неумении учащихся членить речевой поток на составляющие его элементы: предложения на слова, слова на слоги и отдельные звуки. Характерные для данного вида дисграфии ошибки на искажение звукослоговой структуры слов (типа «вебра» вместо «верба» или «карататина» вместо «картина») так и остаются в пределах дисграфических, то есть не имеющих никакой связи с усвоением грамматических правил. В самых тяжелых случаях при данной дисграфии учащиеся могут писать слитно даже значимые слова или, наоборот разделять одно слово на части, что также правомерно относить к сугубо дисграфическим ошибкам.
Наиболее распространенные ошибки при дисграфии, обусловленной несформированностью языкового анализа и синтеза, это:
- пропуск, перестановка, вставка букв, искажения фонетического наполнения слов: персеверации (циклические повторения) и антиципации (замены предшествующих букв последующими);
- раздельное написание частей слова, слитное написание самостоятельных слов, самостоятельных и служебных слов, контаминации (смешение элементов слов), вставки, перестановки, пропуски и повторы слов;
- нарушение количественного и качественного состава предложения; нарушение или отсутствие границ предложений.
- пропуски элементов букв, букв, слогов, слов;
- повторы элементов букв, букв, слогов, слов;
- контаминации, т.е. слияния частей слов;
- трудности языкового анализа, в частности, ошибки в выделении границ предложения и слова;
- орфографические ошибки при знании правил.
За этими ошибками стоят следующие механизмы:
- за пропусками - упрощение программы,
- за повторами - инертное повторение (персеверация) части или целой программы,
- за контаминациями, антиципациями, вставками - искажение программы,
- за трудностями языкового анализа - снижение ориентировочной (планирующей) основы деятельности,
- за орфографическими ошибками - сокращение объема программирования (объема рабочей памяти), когда ученик не может распределить внимание на техническую и на орфографическую стороны письма.
Эти ошибки носят стойкий характер и могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Их не следует принимать за обыкновенные «описки». Для предупреждения и коррекции данного вида специфических ошибок необходима планомерная и последовательная коррекционная работа.
Таким образом, интересующий нас вид дисграфии Ахутина Т.В. описывает как регуляторную, обусловленную несформированностью произвольной регуляции действий (функций планирования и контроля); Корнев А.Н. относит ее к метаязыковым, то есть страдают не языковые (фонологические), а метаязыковые процессы: операции, связанные с осознанием основных лингвистических единиц членения речи (предложение, слово, слог, звук) и анализом устных высказываний на эти условные единицы; по Р. И. Лалаевой – это дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, при которой могут быть неполноценны разные виды этих сложных операций: деление предложения на слова и синтез предложения из слов, слоговой и фонематический анализ и синтез.
Информация о ообразовании:
Экспериментальная работа по формированию элементарных математических представлений
у детей 4-5 лет в дидактических играх
Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Как долго может интересовать ребенка ...
Психолого-педагогические особенности профессиональной компетентности
В профессиональной деятельности педагога можно выделить два главных аспекта - личность и деятельность преподавателя. Именно диалектика их взаимодействия по поводу предмета - собственно содержания образования и объекта учения - ученика обуславливает психолого-педагогические особенности профессиональ ...
История возникновения военных ансамблей песни и пляски
Основой военных плясок является народно-сценический танец. Искусство народного танца - одно из древнейших. У каждого народа сложились свои танцевальные традиции, свой хореографический язык и пластическая выразительность. У каждого народа есть свой, наиболее характерный для него танец, в котором отр ...