Основные задачи констатирующего этапа эксперимента заключались в следующем:
1. Провести диагностику уровня сформированности педагогической культуры родителей и уровня развития психических и личностных особенностей ребенка.
2. На основе полученных данных выработать направления коррекционно-формирующей работы по развитию и совершенствованию родительской педагогической культуры с ориентацией родителей на процесс самодиагностики и самоанализа собственного поведения и отношения с подростком.
Диагностическому этапу предшествовала первичная диагностика, основной целью которой являлось установление контакта с родителями и диагностическая ориентировка, позволяющая задать направление дальнейшей диагностической деятельности на последующем этапе констатирующего эксперимента. В процессе первой встречи были четко обозначены цели и пути дальнейшего взаимодействия с родителями по диагностике и развитию их педагогической культуры, коррекции родительского отношения и общения с подростком. Были собраны соответствующие анкетные данные, отражающие «семейный портрет» - состав и структура семьи, занятость родителей (родителя), влияние на процесс воспитания подростка других членов семьи, родственников, их основные жалобы, связанные с процессом воспитания и развития подростка.
В ходе диагностической работы с родителями были обнаружены различные личностные проблемы родителей, имеющие глубинный характер и требующие длительной терапевтической работы с самими родителями по коррекции их индивидуально-личностных проблем. Однако, комплексная оценка и коррекция характерологических, психофизиологических свойств родителей, особенностей их когнитивной сферы выходили за рамки нашего исследования. Поэтому в своей работе были использованы лишь те методы и соответствующие им методики, которые позволяли оценить уровень сформированности того или иного компонента психолого-педагогической культуры родителей.
Одной из важнейших характерологических черт личности родителя является степень волевого саморегулирования и самоконтроля. Этому параметру педагогической культуры родителей нами уделялось особое значение, что связано с сильной детерминацией волевых качеств личности родителей и особенностями взаимодействия с ребенком, возможностью или невозможностью корректировать свое поведение, повышать уровень своей родительской культуры. Степень волевого саморегулирования и самоконтроля родителей определялась нами прежде всего, исходя из диагностической беседы с родителями, из анализа наблюдений исследователя за процессом взаимодействия родителей с ребенком, а также по результатам тестирования родителей по опроснику ВСК – «Диагностике волевого самоконтроля», разработанного А.Г.Зверковым и Е.В.Эйдманом. Данная методика направлена на выявление обобщенной оценки индивидуального уровня развития волевой регуляции, под которой понимается (в самом общем виде) мера овладения собственным поведением в различных ситуациях - способность родителей сознательно управлять собственными действиями, состояниями, побуждениями в процессе общения с ребенком.
Основная цель формирующего этапа эксперимента выражается в следующем: согласно диагностической информации, полученной на первом этапе эксперимента, провести индивидуальную и групповую информационно-консультативную работу по формированию психолого-педагогической культуры родителей. Ее реализация осуществлялась в следующих направлениях:
- В течение полугодия с родителями проводились занятия-семинары с периодичностью один раз в неделю. Их целью явилось расширение знаний родителей о психологии семейных отношений, психологии и педагогике воспитания, психологических законах развития ребенка. Тематика этих занятий отражала самые различные аспекты воспитания и развития ребенка в семье. Было выяснено, что многие родители (около 82%) испытывают потребность в психологических и педагогических знаниях, желании обсудить имеющиеся в семейном воспитании проблемы, услышать точку зрения социального педагога и по волнующим родителей вопросам.
Структура разработанных нами занятий-семинаров заключалась в том, что основой для дискуссионного обсуждения той или иной проблематики служила лекция-беседа, проводимая нами или психологом-экспериментатором. Темы ее возникали в ходе консультативной работы с родителями, в беседах с учителями. Суммируя наиболее актуальные проблемы, нами выносились на обсуждение следующие вопросы:
1. Закономерности психического развития детей. Кризис подросткового возраста.
Информация о ообразовании:
Музыкальное сопровождение
Хореографическая разминка проводится с музыкальным сопровождением. Функции аккомпаниатора - пианиста очень многогранны. Посредством музыкального сопровождения музы кант помогает тренеру организовать внимание занимающихся и воспитывает у них чувство ритма, музыкальность выполнения, передавать характ ...
Современное состояние и актуальные проблемы системы высшего и
послевузовского образования Российской Федерации
В начале 1993/1994 учебного года в РФ функционировали: 626 высших учебных заведений, в том числе государственных - 548. В начале 2001/2002 учебного года, соответственно, 1008 и 621 (или на 161 % пи 113 % больше). Численность обучающихся в 1993/1994 составила 2,6 млн. чел., в 2001/2002 у. г. - 5,4 м ...
Выявление динамики развития духовно-нравственной культуры личности
школьника на уроке музыки
Понятие духовность рассматривается в научной литературе как высший уровень развития личности, при котором человеческое поведение мотивируется высшими общечеловеческими ценностями, а активность личности направляется на удовлетворение духовных потребностей; а так же как важнейший ресурс, позволяющий ...