Особенности работы социального педагога с родителями по преодолению бродяжничества в среде подростков

Подробно о педагогике » Работа социального педагога по профилактике бродяжничества среди детей и подростков » Особенности работы социального педагога с родителями по преодолению бродяжничества в среде подростков

Страница 4

Основные задачи констатирующего этапа эксперимента заключались в следующем:

1. Провести диагностику уровня сформированности педагогической культуры родителей и уровня развития психических и личностных особенностей ребенка.

2. На основе полученных данных выработать направления коррекционно-формирующей работы по развитию и совершенствованию родительской педагогической культуры с ориентацией родителей на процесс самодиагностики и самоанализа собственного поведения и отношения с подростком.

Диагностическому этапу предшествовала первичная диагностика, основной целью которой являлось установление контакта с родителями и диагностическая ориентировка, позволяющая задать направление дальнейшей диагностической деятельности на последующем этапе констатирующего эксперимента. В процессе первой встречи были четко обозначены цели и пути дальнейшего взаимодействия с родителями по диагностике и развитию их педагогической культуры, коррекции родительского отношения и общения с подростком. Были собраны соответствующие анкетные данные, отражающие «семейный портрет» - состав и структура семьи, занятость родителей (родителя), влияние на процесс воспитания подростка других членов семьи, родственников, их основные жалобы, связанные с процессом воспитания и развития подростка.

В ходе диагностической работы с родителями были обнаружены различные личностные проблемы родителей, имеющие глубинный характер и требующие длительной терапевтической работы с самими родителями по коррекции их индивидуально-личностных проблем. Однако, комплексная оценка и коррекция характерологических, психофизиологических свойств родителей, особенностей их когнитивной сферы выходили за рамки нашего исследования. Поэтому в своей работе были использованы лишь те методы и соответствующие им методики, которые позволяли оценить уровень сформированности того или иного компонента психолого-педагогической культуры родителей.

Одной из важнейших характерологических черт личности родителя является степень волевого саморегулирования и самоконтроля. Этому параметру педагогической культуры родителей нами уделялось особое значение, что связано с сильной детерминацией волевых качеств личности родителей и особенностями взаимодействия с ребенком, возможностью или невозможностью корректировать свое поведение, повышать уровень своей родительской культуры. Степень волевого саморегулирования и самоконтроля родителей определялась нами прежде всего, исходя из диагностической беседы с родителями, из анализа наблюдений исследователя за процессом взаимодействия родителей с ребенком, а также по результатам тестирования родителей по опроснику ВСК – «Диагностике волевого самоконтроля», разработанного А.Г.Зверковым и Е.В.Эйдманом. Данная методика направлена на выявление обобщенной оценки индивидуального уровня развития волевой регуляции, под которой понимается (в самом общем виде) мера овладения собственным поведением в различных ситуациях - способность родителей сознательно управлять собственными действиями, состояниями, побуждениями в процессе общения с ребенком.

Основная цель формирующего этапа эксперимента выражается в следующем: согласно диагностической информации, полученной на первом этапе эксперимента, провести индивидуальную и групповую информационно-консультативную работу по формированию психолого-педагогической культуры родителей. Ее реализация осуществлялась в следующих направлениях:

- В течение полугодия с родителями проводились занятия-семинары с периодичностью один раз в неделю. Их целью явилось расширение знаний родителей о психологии семейных отношений, психологии и педагогике воспитания, психологических законах развития ребенка. Тематика этих занятий отражала самые различные аспекты воспитания и развития ребенка в семье. Было выяснено, что многие родители (около 82%) испытывают потребность в психологических и педагогических знаниях, желании обсудить имеющиеся в семейном воспитании проблемы, услышать точку зрения социального педагога и по волнующим родителей вопросам.

Структура разработанных нами занятий-семинаров заключалась в том, что основой для дискуссионного обсуждения той или иной проблематики служила лекция-беседа, проводимая нами или психологом-экспериментатором. Темы ее возникали в ходе консультативной работы с родителями, в беседах с учителями. Суммируя наиболее актуальные проблемы, нами выносились на обсуждение следующие вопросы:

1. Закономерности психического развития детей. Кризис подросткового возраста.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Информация о ообразовании:

Практический опыт работы в Детском саду №48 «Золотая рыбка»
Детский сад № 48 «Золотая рыбка» Но­рильска является дошкольным учреждени­ем санаторного типа для детей с первич­ной туберкулезной интоксикацией. Усилия всех сотрудников ДОУ направлены прежде всего на проведение лечебно-профилакти­ческих мероприятий, цель которых - пре­дупреждение развития локально ...

Как выполнить лабораторную работу
Однако не следует забывать, что на экзаменах вам могут достаться вопросы по теме лабораторных занятий. Многие экзаменационные билеты содержат задания по анализу или интерпретации данных теми же приемами, которые вы использовали, обрабатывая результаты лабораторных работ. Старайтесь готовиться к лаб ...

Историко-ретроспективный контекст профилактики бродяжничества в России
Учитывая существующее в современной науке представление о том, что беспризорность и безнадзорность следует рассматривать как социальные факторы, провоцирующие бродяжничество и в то же время выступающие в качестве одних из возможных его следствий, считаем правомерным проанализировать их в комплексе. ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru